Не могу сказать «нет». Как перестать быть «удобным» для всех? Разбирается психолог

1899
Подготовила Елена САДОВСКАЯ. Фото титула: ru.freepik.com.
В редакцию обратилась Людмила. Читательница рассказала, что не может отказать, если ее просят о помощи. При этом забывая о своих потребностях. Соглашается, а потом злится на себя.

«Я не могу отказать ни знакомым, ни коллегам, если просят о помощи. Вроде, делаю хорошее дело – помогаю, но в глубине души радости от этого не испытываю. Постоянное недовольство собой. Такое ощущение, что беру на себя чужие обязанности. Но вот знакомая опять просит сидеть с ее ребенком, и я снова соглашаюсь. Хотела сходить с парнем в кафе, но коллега попросила выйти за нее на работу, и... конечно, я снова сказала: «Ладно». Как мне научиться отказывать другим?» (Людмила).

Ситуацию комментирует психолог Мария Капустина:

Психолог Мария Капустина.
Психолог Мария Капустина.

– Неумение отказывать часто уходит корнями глубоко в детство. «Хорошая девочка», «хороший мальчик» – в общем, «удобный» ребенок, то есть, покладистый, вежливый, который не может возразить взрослому, даже если ему что-то не нравится. Во взрослой жизни такие люди – это всегда правильный и удобный сотрудник, который выполнит все поручения руководителя, только бы не испортить отношения. Это всегда очень удобный друг, приятель, коллега – он никогда не отказывает в просьбе.

А на самом деле, это человек нуждающийся в постоянном одобрении других. Он считает, что должен соблюдать и выполнять желания других людей, иначе они его отвергнут. Последнее его тревожит, потому что его самооценка занижена, зависит от чужого мнения.

Угождающий всем человек находится в состоянии хронического стресса. Постоянно нарушаются его личные границы, но не потому, что люди такие плохие, а потому, что он сам не выстраивает этих границ.

Но будьте оптимистичны, научиться говорить «нет» можно.

Сказать «нет» очень трудно первые несколько раз. Помогите себе – аргументируйте свой ответ какой-то веской причиной. Но не вдавайтесь в подробности – вы не должны оправдываться. Не говорите: «Извините, но я не смогу». Вы не должны извиняться, так как вы не сделали ничего плохого. Отличной дежурной фразой станет: «Это замечательное предложение, но я не смогу вам помочь».

Адекватный человек поймет вас и примет такой ответ. А если вам начнут угрожать, устроят истерику, начнут обвинять в чем-то или умолять, то вас просто используют.

Некоторые люди, которым вы станете отказывать, даже могут перестать с вами общаться. Отнеситесь к этому со смирением. Дайте им сделать свой выбор: вы им важны как человек или они просто вас использовали?

Как же понять, где сказать «нет», а где – «да»? Первое правило – спросите себя: «А чего хочу я?» Второе правило – если вы уже запланировали что-то (пойти со знакомым в кафе) на то время, которое человек просит, то вы делаете всегда то, что вы уже запланировали до этого.

Научиться говорить «нет» и отстаивать свои границы можно, поработав с психологом. Он разберет с вами каждую вашу ситуацию и будет наставником на пути обучения отказывать другим в свою пользу. Так вы улучшите качество своей жизни и снизите тревожность.

ЗДЕСЬ можно почитать о методе «гамбургера», который поможет прямо говорить о своих интересах и потребностях, без агрессии и сохраняя уважение к окружающим.