Головные боли, тики, задержка речи. Почему детям нельзя долго смотреть в гаджеты – рассказала врач-невролог

1847
Галина ПОКРОВСКАЯ.
Детский невролог медцентра «А Клиника» Могилева Татьяна Еремина признается, что все чаще сталкивается с маленькими детьми, которые еще не умеют говорить, но уже умеют включать и выключать мобильник, переключать каналы телевизора. Их родители, как правило, гордятся этим, мол, вот какой смышленый не по годам!

Слишком раннее начало пользования телефоном или планшетом и многочасовое «залипание» у экрана может серьезно навредить малышу, считает Татьяна Александровна.

Детский невролог медцентра «А Клиника» Татьяна Еремина. Фото из личного архива
Детский невролог медцентра «А Клиника» Татьяна Еремина. Фото из личного архива

– Во-первых, страдает зрение. Во-вторых, наушники и громкий звук приводят к тому, что слух у ребенка теряет остроту. Напряженная поза приводит к нарушению осанки и искривлению позвоночника. Даже в кисти руки могут возникнуть патологии. Нарушается мелкая моторика рук – это может стать причиной нарушения речи. От длительного нахождения в вынужденной позе нарушается циркуляция крови в головном мозге, что чревато снижением концентрации внимания и памяти.

Но и это еще не все. Статическая нагрузка на шейный отдел позвоночника, напряжение мышц шеи вызывает затруднение венозного оттока из полости черепа, что приводит к головным болям и головокружениям. Ритмичность электронных сигналов может спровоцировать приступы, так как головной мозг ребенка имеет повышенную судорожную готовность. В мире уже описаны случаи телевизионной и компьютерной эпилепсии. И в моей практике, к сожалению, уже был такой случай, когда девочка на каникулах больше пяти часов в день смотрела телефон и телевизор, после чего случился приступ. Закончилось все госпитализацией.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

– Первые три года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для его речи, – продолжает доктор. – Речевые навыки формируются во время общения ребенка с близкими взрослыми, ребенок пытается выразить свои потребности словами, и ему нужна живая реакция. Многие родители сами признают, что «испортили» полностью здорового ребенка мультфильмами, которые он часами тихонько сидел и смотрел.

В школьном возрасте у таких детей часто наблюдаются трудности в обучении и восприятии информации. Потому что привыкли воспринимать мир с помощью ярких коротких образов, по принципу «увидел и забыл». Им сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Чтение для них утомительно и неинтересно.

Ребенку для правильного развития нужно двигаться, разговаривать, собирать пазлы, заниматься лепкой, рисованием, шитьем, вырезать что-то.

Если ему телефон помогает изучать иностранный язык, время пользования может быть от часа до двух. Но желательно его дробить, делать перерывы. Если же ребенку нужен телефон только для того, чтобы поиграть в игры, совсем запрещать им пользоваться нельзя, но желательно договориться о правилах и контролировать их выполнение, чтобы обязательно оставалось время на игры на свежем воздухе, на живое общение.

Фото pixabay.com
Фото pixabay.com

Приходят с жалобами: ухудшение зрения, постоянные головные боли у ребенка, тики, головокружение, раздражительность. Если патологий не выявляем, выясняем, сколько часов в день он контактирует с гаджетами. Назначаем витамины и настоятельно рекомендуем ограничить просмотры – и уже через два-три месяца видим явное улучшение самочувствия.

Родители должны стать примером. Если они сами постоянно с телефоном в руках, ребенок предупреждения будет пропускать мимо ушей. Взрослым необходимо учить ребенка правильно пользоваться телефоном, тогда он сам будет находить и анализировать полезную информацию в интернете. Нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения.

– Когда ребенку пора обзавестись своим собственным телефоном?

– Только тогда, когда он пойдет в школу. Но нужно будет следить за тем, сколько времени он проводит с телефоном в руках и что он там делает.