Рак, ежегодные обследования и проблема страха: интервью с хирургом-онкологом медцентра «Генез» Могилева

11.6k
Галина ПОКРОВСКАЯ. Фото предоставлено медцентром Генез.
Злокачественные заболевания по-прежнему занимают лидирующие позиции по смертности, как в Беларуси, так и во всем мире. При этом статистика свидетельствует: пятьдесят лет тому 80% детей с онкологией погибали, в настоящее время – 80% детей выздоравливают. Полностью. Научились лечить?

Поговорили об этом с хирургом-онкологом медцентра «Генез» Могилева Алексеем Гареликовым.

– Человечество, затаив дыхание, ждет вакцины от рака. Ее разработчики обещают результат через год, два, пять… Но проходит десять, а лекарства нет. Почему?

Алексей Гареликов – онколог-хирург высшей категории. Окончил Витебский государственный медуниверситет. Работал в Славгородской и Быховской районных больницах, с 2018
Алексей Гареликов – онколог-хирург высшей категории. Окончил Витебский государственный медуниверситет. Работал в Славгородской и Быховской районных больницах, с 2018 года – в Могилевском онкологическом диспансере. Консультирует пациентов при подозрении и наличии онкозаболеваний, а также доброкачественных новообразований органов брюшной полости, кожи и мягких тканей, в том числе во время реабилитации.

– Потому что нет четкого понимания возникновения рака. Есть, например, прямая связь между раком шейки матки и папилломавирусом, поэтому предлагают девочкам прививаться от папилломавируса. Есть понимание, что рак печени связан с гепатитом В и С, поэтому предлагают прививки от гепатита. Есть понимание того, что хеликобактерная инфекция способствует развитию рака желудка, поэтому терапевты назначают хеликобактерную терапию. Рак губы, языка, легких, горла связан с курением. То есть у каждого вида рака есть свои провоцирующие факторы, поэтому сложно создать вакцину, которая может спасти сразу от всех разновидностей онкологии.

Рак – это сбой иммунной системы человека: известно, что раковые клетки у него образуются постоянно, но они уничтожаются иммунной системой. При ее сбое раковые клетки начинают размножаться. Почему этот сбой происходят, на сегодня четкого понимания нет, поэтому и лекарства от рака нет.

Но над его созданием работают. Уже имеется огромная база исследований, изобретаются вакцины, которые сейчас проходят тестирование, в том числе в РМЦ онкологии в Минске. То есть человечество движется к заветной цели, но не так быстро, как бы нам того хотелось.

– Вы говорите, что причина рака в сбое иммунной системы человека. А можно ли этот сбой упредить: укреплять иммунитет, например?

– Даже нужно. И в первую очередь необходимо избегать стрессов. На сегодня все больше доказательств тому, что хронический стресс ведет к сбою иммунной системы, а последствия сбоя – неспособность уничтожать раковые клетки. Провоцируют сбой вредные привычки – курение, злоупотребление алкоголем, ожирение. А также загрязненный воздух, еда с канцерогенами.

– А в чем заключается профилактика рака?

– Как раз, потому что нет четкого понимания возникновения этого заболевания, нет конкретных назначений, которые уберегли бы человека от него. Есть общие рекомендации, в том числе по укреплению здоровья в целом: не курить, не злоупотреблять алкоголем, следить за весом, отказаться от вредной еды или употреблять ее редко, регулярно проводить обследования, что позволит обнаружить заболевание на ранних стадиях – в настоящее время при наличии современного медоборудования и лабораторных исследований это можно сделать. А раннее обнаружение рака – это почти стопроцентное выздоровление.

– Неужели нет способа снизить риск заболеть раком?

– Я своим пациентам советую изучить свой онкологический семейный анамнез и раз в полгода проходить обследование тех органов, с которыми были проблемы у близких родственников. И в целом беречь здоровье, потому что при правильном образе жизни риск заболеть онкологией уменьшается значительно – и это важно помнить.

– Когда вы говорите про необходимость регулярно проходить обследования, подразумеваете скрининги и онкомаркеры?

– На сегодня есть только один онкомаркер, который имеет прямую зависимость с наличием рака – это простатический специфический антиген (PSA) для выявления рака предстательной железы. Его повышенный показатель – прямое подтверждение наличия у человека онкозаболевания. Все остальные онкомаркеры не имеют прямой зависимости, то есть их показатель может быть повышенным при отсутствии рака и нормальным – при диагностированной онкологии даже запущенной стадии. Именно поэтому максимально результативный скрининг – по выявлению рака предстательной железы.

– Зачем же назначают такое обследование?

Хирург-онколог медцентра «Генез» Могилева Алексей Гареликов.
Хирург-онколог медцентра «Генез» Могилева Алексей Гареликов.

– Онкомаркеры – это дополнительный инструмент лабораторных исследований при подозрении на рак. Они также эффективны для контроля заболевания у пролеченных пациентов: их повышенный показатель – сигнал возвращения заболевания.

– Кроме онкомаркеров, какие еще варианты обследования должны проходить пациенты, у которых был рак?

– Если заболевание радикально пролечено, а это операция, облучение либо химиотерапия, и диагностировано выздоровление, пациент переводится в 3-тью клиническую группу и до конца жизни наблюдается у специалистов: три года в онкодиспансере, а затем передается в лечебное учреждение по месту жительства. Ежегодно, чтобы вовремя заметить либо рецидив заболевания, либо его прогрессию, он должен проходить обследование в зависимости от разновидности рака, которым болел. Для рака желудка – это ФГДС, для рака почки – УЗИ, КТ, для рака ободочной кишки – колоноскопия, для рака яичников – МРТ и онкомаркер и так далее. Если поликлиника по месту жительства не может обеспечить полный комплекс обследования, больного направят в онкодиспансер.

– Здоровому человеку достаточно сложно приучить себя раз в год проходить необходимые обследования, да и на практике не всегда получается все его этапы пройти быстро, дешево и эффективно. С точки зрения врача, как это должно быть?

– Есть несколько вариантов. Первый – обратиться к врачу общей практики по месту жительства, который решит, какое обследование пройти, кого посетить в зависимости от возраста пациента и семейного анамнеза.

Второй – диспансеризация. Она предусматривает прохождение минимальных обследований, в том числе сдачу анализов. А дальше по жалобам: если, например, пациент страдает изжогой, его направят на обследование желудочно-кишечного тракта, если жалуется на вздутие живота – на колонскопию и так далее. Эти минимальные обследования позволят обнаружить рак на ранней стадии.

Третий вариант – найти доктора, который будет заинтересован в вашем здоровье, которому доверяете. Это, кстати, касается не только онкологии. Он подскажет как, когда и в каком объеме пройти обследование, у кого проконсультироваться, объяснит важность и необходимость того или иного назначения, то есть он будет разделять с вами беспокойство о вашем здоровье.

– Самостоятельно искать рак стоит?

– Что понимать под выражением «искать самостоятельно»? Проявлять инициативу в прохождении обследования? Самостоятельно ощупывать свою молочную железу? Рак к счастью, развивается достаточно медленно. Период удвоения у каждого вида заболевания разный, но пока раковые клетки дорастут до опухоли, которую могут инструментально обнаружить, пройдет несколько лет. Поэтому заниматься поиском рака у себя каждый день и даже каждый месяц нет смысла. Достаточно раз в год сдать анализы, пройти флюорографию, маммографию, осмотр прямой кишки, гинеколога, проверить щитовидную железу, сдать онкомаркер на выявление рака предстательной железы, УЗИ щитовидной железы и осмотр кожи. Более детальные обследования – по показаниям.

Медцентр «Генез» Могилева.
Медцентр «Генез» Могилева.

– Какие симптомы должны насторожить человека и побудить его пойти к онкологу?

– Если беспокоит симптом, который сохраняется некоторое время, нужно идти к терапевту. Он назначит обследование и отправит на консультацию. Ни в коем случае нельзя надеется на то, что со временем заболевание пройдет и ждать месяц-другой, а то и год улучшения самочувствия. Необходимо полностью убрать все стеснения. Увы, достаточно часто отказываются от посещения, например, проктолога, потому что «стыдно». А ведь рак прямой кишки, например, обнаруживается при обычном осмотре.

Для больного врач – это не мужчина и не женщина, это специалист, который умеет лечить болезнь. Все необходимые способы обследования пациента – рутинная каждодневная для него работа, поэтому никакого стеснения быть не должно!

Мне приходилось оперировать женщину с доброкачественной опухолью в забрюшинном пространстве весом более 8 кг. Она оттягивала визит к врачу, потому что боялась, потому что стеснялась. И я вынужден констатировать, что это не единственный случай. У одной из пациенток молочная железа разлагалась из-за язв, но она не обращалась к врачу – стыдно! Стеснение особенно распространено среди мужчин. Часто на прием они приходят с мамами, женами, которые за них рассказывают о симптомах, о самочувствии. Они за них решают, делать операцию или нет...

Важно помнить: чем больше врач будет знать про ваше самочувствие, тем быстрее будет поставлен точный диагноз, а при онкологии время – важный фактор для выздоровления.

Также важно знать, что в настоящее время и хирургические, и лучевые методики, и химиотерапевтические препараты позволяют вылечить любое онкозаболевание, которое выявлено на ранней стадии. То есть, достаточно не игнорировать необходимые ежегодные обследования – и рак пополнит список обычных заболеваний, которые сегодня успешно лечат.

Адрес медцентра «Генез»: Могилев, ул. Крупской, 180. Тел. +375-29-333-84-84.