«Выстояв три часа, купила белые австрийские сапоги. Какой я была в них королевой!» Как одевались модницы восьмидесятых

14.1k
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото на титуле: moemisto.ua
В энциклопедиях моды и стиля о восьмидесятых и девяностых пишут как о непростых временах, когда красивые, стильные вещи приходилось «доставать» с большим трудом и за серьезные деньги, а легкую промышленность тех лет обвиняют в пошиве вещей серых, топорных и одинаковых. Вместе с модницей 80-х и начальницей экспериментального цеха швейной фабрики имени Дзержинского вспоминаем те годы.

Молодежной моды не было, была детская и взрослая

Фото: zen.yandex.ru, «Поп-оливье».
Фото: zen.yandex.ru, «Поп-оливье».

По словам Людмилы, в восьмидесятые годы люди в основном одевались в то, что было доступно в магазине, и цены были приемлемыми, а вот ассортимент оставлял желать лучшего. Особенно сложно было что-то выбрать молодой девушке.

– Не существовало молодежной моды как таковой, была мода детская и взрослая. Мы выбирали из того, что предлагалось для взрослых. Я помню, частенько звучала фраза: «Это все такое бабское…». Приходишь в универмаг, там на втором этаже – женская одежда. Висят ряды, а выбрать нечего.

За импортными вещами тогда гонялись, говорит Людмила, и ждали, когда что-то «выбросят» (специфический советский термин) на прилавок. Повезло, если были знакомые в торговле, которые могли заранее предупредить о том, что что-то поступило на склад. Тогда нужно было идти и караулить у магазина. Если таких знакомых не было – приходилось надеяться на счастливую случайность.

Тот самый розовый финский костюм: и сегодня как новый.
Тот самый розовый финский костюм: и сегодня как новый.

Очень ценились финские костюмы, вспоминает моя героиня. Она купила себе розовый костюм, который стоил тогда 80 рублей при зарплате электромеханика в 112. О покупке женщина не жалеет, а костюм сохранила и по сей день.

Детская импортная одежда была, по словам Людмилы, в основном китайской, но вполне хорошего фабричного качества. Обувь ценилась чешская и немецкая (фирмы «Саламандра»).

– Если в город привозили немецкие босоножки, то потом все лето все модницы города в таких ходили, – улыбается собеседница. – А я, помню, в Москве, выстояв три часа в очереди, купила себе белые австрийские сапоги. Какой я была в них королевой!

По словам Людмилы, в Минске и Москве с одеждой дела обстояли получше, а в провинции была «напряженка».

– Вот, например, когда я выходила замуж, нам дали специальный талон на покупку колец и нарядов из салона «Юность», который был рядом с ЗАГСом. Я пришла в эту «Юность», посмотрела на эти платья, на фату эту дурацкую, с розой по центру головы, и поняла, что в таком наряде я под венец идти не хочу...

Людмила вспоминает: в начале восьмидесятых женщины носили в основном платья. Джинсов было почти не достать, только у фарцовщиков и за большие деньги. Еще были в продаже брюки, но какие-то угрюмые, черные, серые, даже не брюки, а штаны.

Мода восьмидесятых. Фото: moemisto.ua
Мода восьмидесятых. Фото: moemisto.ua

– Вот в чем разница между брюками и штанами? – говорит Людмила. – Брюки красиво сидят на фигуре, а штаны – это просто резинка на поясе, и внизу что-то как-то прикрыто двумя калошами.

В начале восьмидесятых в продаже появились шубы из искусственного меха и стали писком моды. Натуральную шубу купить было просто невозможно, из-за высокой цены, но и искусственные тоже стоили недешево.

– Я купила себе искусственную шубу в кредит на несколько месяцев, она стоила две мои зарплаты, – вспоминает Людмила.

А еще в гардеробе у модницы 1980-х обязательно должны были быть меховая шапка и пальто с воротником из такого же, как и шапка, меха.

Фарцовщики, рынок, цыгане

Мужская мода восьмидесятых, фото из соцсетей.
Мужская мода восьмидесятых, фото из соцсетей.

Кроме магазинов, были рынки, фарцовщики и цыгане. Например, можно было поехать на рынок в Вильнюс, выбор там был богаче. «Самые крутые», по словам героини, ездили в портовые города, где у моряков дальнего плавания можно было купить что-то совсем эксклюзивное, например, настоящие «варенки» (джинсы специфической окраски).

В Бобруйске на рынке торговали вещами фарцовщики и цыгане. Они толпились там, где сейчас рынок спускается к улице Урицкого, но покупать что-то у них было рискованно: могла нагрянуть милицейская облава.

– И потом, покупаешь обувь у фарцовщика, на улице, и толком примерить не можешь. Сунул ногу – ну, вроде, нормально. А домой пришел, походил, и оказалось, что вместо ботинок ты купил «сапожок испанской инквизиции», ходить в котором – пытка.

А еще импортные вещи можно было купить в сельских магазинах. Потому что так товар распределяла база райпотребсоюза.

– У кого была машина, можно было прокатиться по району и что-то себе стоящее купить.

Еще один наряд Людмилы из восьмидесятых.
Еще один наряд Людмилы из восьмидесятых.

Ателье

Людмила говорит что многие пользовались услугами ателье, и это было доступно.

– Я, будучи студенткой, могла себе позволить заказать в ателье брюки. Мне, правда, пошили их так ужасно, что больше я в ателье не ходила. Подумала – так испортить ткань я и сама смогу.

Однако были и хорошие мастера. По словам героини, в «Доме быта» на Советской работал молодой парень, который так шикарно шил брючные костюмы, что заказы у него были расписаны за несколько месяцев вперед.

Однако ателье тоже не были панацеей, просто потому, что скудным был и выбор тканей, и фурнитуры. Поэтому, кстати, и самим шить было сложновато. Людмила вспоминает: шила сыну комбинезон, так некоторые детали вручную делала из вязальных спиц. Обрезала и гнула их, чтобы получились петли для шлеек.

Что-то для шитья можно было купить у так называемых «несунов» – работников обувных и швейных производств, которые могли что-то вынести с завода.

Фото: backinussr.com
Фото: backinussr.com

Мода из журнала и телевизора

Людмила вспоминает: в середине восьмидесятых по телевизору начался сериал «Санта Барбара», ставший для многих источником идей для модных нарядов.

– Сидишь, смотришь и кое-что зарисовываешь. Смотрели и на актеров советского кино, на телеведущих.

Для Людмилы иконами стиля того времени были Раиса Горбачева и Ирина Понаровская.

Однако напрямую с экрана телевизора никто про моду не говорил, не было таких передач. Как и журналов мод. Были журналы, вроде «Крестьянки» и «Работницы», в них писали о передовиках производства, а во вкладышах можно было найти какие-то выкройки.

Позже, уже в конце восьмидесятых появился журнал «Бурда», который сразу попал в разряд дефицитных товаров, его было сложно купить и стоил он недешево.

– «Бурда» в киоске «Союзпечати» тогда стоила пять рублей. За эти же деньги на рынке можно было купить килограмм телятины. А в магазине – и того больше. А еще из Прибалтики привозили журнал «Силуэт».

Трудные девяностые

По словам Людмилы, в девяностые, уже после развала СССР, люди одевались в основном на рынке, а там был «одноразовый ширпотреб», привезенный из Китая или Вьетнама. Вещи продавали с раскладушек, прилавков или роллетов тогда еще не было.

Обложка журнала «Работница». Фото: casual.info
Обложка журнала «Работница». Фото: casual.info

– Про эти годы вспоминать страшно. Потому что развал, дефолт, инфляция, деньги обесценивались с кошмарной скоростью. Сегодня тебе хватает денег на десять пальто, а завтра не хватит купить одни трусы. Поэтому все стремились превратить деньги в какой-то товар, и не важно, в какой. Из магазинов сметали все с астрономической скоростью. Пришло время постоянной давки и очередей.

А потом, когда в магазинах уже ничего не осталось, по словам Людмилы, наступило время натурального обмена:

– В продуктовых магазинах остались только банки с березовым соком. А в обувных – тапки в стиле не то что «Прощай, молодость», а вообще «Все прощай».

Над тем, как люди одевались в девяностые, сейчас смеются. А у них ведь не было другого выбора. Что делать, если в продаже нет ничего, кроме паленого «Адидаса», пошитого в китайском подвале или в Одессе на Большой Арнаутской, и нелепых лосин?

Как работало швейное производство в то время

Главным швейным предприятием города была фабрика имени Дзержинского (сейчас «Славянка»). В восьмидесятые годы Людмила Соболева была на фабрике начальником экспериментального цеха. Она вспоминает: шили плащи и другую верхнюю одежду, а еще – форму для солдат советской армии. Плащи пользовались спросом, несмотря на скромную цветовую гамму:

– Использовали чаще всего ткани Балашовского комбината. Это была добротная плащевка ограниченных цветов: синий, бордовый, коричневый, черный. Но тканям этим не было сносу.

Два года в начале восьмидесятых фабрика шила плащи еще и из джинсовой ткани – те «разлетались» по всему Союзу.

Фото: casuai.info
Фото: casuai.info

Помимо вещей, рассчитанных на массы, была и линия по производству «особо модной одежды». «Особо модные» модели были сложны в производстве, их выпускали очень ограниченными партиями, и купить такую вещь считалось престижным.

Вопреки суждениям многих, советская мода не рождалась на худсоветах фабрики. Весь гражданский ассортимент разрабатывался в Минском центре моды.

– Для них на производстве составляли техническое задание, в котором указывали, сколько нам нужно моделей и какого ассортимента, на какой период, а художники Центра моды нам эти модели создавали. Мы потом ездили туда на советы, утверждали или не утверждали эти модели... и потом уже доработанные модели шли в производство, – рассказывает Людмила Михайловна.

По словам бывшего начальника экспериментального цеха, сотрудники Центра моды следили за мировыми тенденциями и сами часто (насколько это возможно) ездили за границу, чтобы набраться опыта и посмотреть, что шьют там. Сами сотрудники фабрики Дзержинского тоже бывали «по модным делам» за границей, чаще всего ездили в Чехословакию.

– А когда мы в конце восьмидесятых проводили техническое перевооружение, ездили в командировку в Токио. У них в Центре моды в большой комнате для хранения образцов тканей были установлены большие экраны, на которые в режиме онлайн выводили изображение с улиц европейских столиц, Нью-Йорка. А это был 89-й год!

Мода восьмидесятых. Фото: backinussr.com
Мода восьмидесятых. Фото: backinussr.com

Они нам рассказали, что их художники вдохновлялись образами с улиц, обращали внимание на то, во что там, на улицах, одеты люди.

Людмила Михайловна говорит, что люди в то время одевались скромнее, и скромнее были их потребности. А вещи были качественнее, потому и хватало, например, двух пар туфель на несколько лет.

Как человек, который всю жизнь был связан с одеждой и много об этом знает, Людмила Соболева уверена: мода циклична. И то, что было модно в восьмидесятые и девяностые, может скоро откликнуться в современном мире.