«В наше время такого случиться не могло». Бывшие бобруйские руководители рассказали, что они думают о задержании председателя горисполкома

5035
Записал Александр УДОДОВ.
Сотрудники главного управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции Следственного комитета продолжают расследование уголовного дела в отношении председателя Бобруйского горисполкома Андрея Коваленко.

Фото из книги «Бобруйск», 1978 год. В центре города — памятник В. И. Ленину.Фото из книги «Бобруйск», 1978 год. В центре города — памятник В. И. Ленину.

«Вечерка» поинтересовалась у некоторых бывших директоров предприятий и партийных работников Бобруйска, ныне – членов клуба «Кіраўнік» городской Ассоциации промышленников и предпринимателей: бывали ли в их бытность случаи задержания руководителей за взятки и почему такое происходит сейчас?

Владимир Вяткин, председатель координационного совета общественных объединений г. Бобруйска, председатель городской организации «Белая Русь»:

– У нас таких случаев, чтобы высшее руководящее лицо в городе «попало», чтобы кого-то из директоров судили за коррупцию и взятки, не было. Почему? Все руководители тогда были членами партии, а в партии был строгий спрос. Если человек залез в государственный карман или взял взятку, разговор был короткий: забирали партийный билет, и этот человек нигде больше на руководящей работе не всплывал. И была система подбора кадров, а сейчас человек ничего достойного не сделал – его могут поставить руководителем. Раньше руководитель был на виду: проводились пленумы горкома партии, партхозактивы, все были депутатами. А какая сегодня система работы с руководителями? Ноль, каждый сам по себе. Конечно, случившееся – это очень большое пятно на наш город. 

Анатолий Сикорский, бывший директор Бобруйского гормолзавода:

– В наше время не могло такого быть, потому что была партия, которая строго спрашивала с руководителей. Перед нами ставили вопросы обеспечения города молоком, взаимоотношений с сельским хозяйством, и мы их решали.  У нас не было возможностей для каких-то злоупотреблений, разных откатов-закатов. Работал директором много лет, и не припомню такого случая, чтобы кого-то из руководителей посадили. Правда, был период, когда Союз развалился, и некоторые из моих коллег, что называется, «подзалетели». Мы выпускали сырки глазированные, их возили на продажу в Россию, Польшу. Они отдали машину сыра, а оплаты не поступило. Когда начали искать концы, выяснилось, что фирмы той уже нет, и из-за этого возникли неприятности.

Михаил Кузьмич, бывший директор Бобруйского кожкомбината:

– Случай задержания председателя горисполкома, конечно, неприятный для города. Но каких-то выводов из услышанного я делать не берусь, трудно судить о человеке, не зная подробностей. В свое время я работал и в гродненском, и в могилевском регионах, но подобного не припомню. Да, с нас строго спрашивали за работу, были случаи смещения с должности за упущения, выпивку или нелады в семье, то есть за нарушения Устава КПСС, но никогда не стоял вопрос привлечения какого-то руководителя к ответственности за взятки. То ли тогда атмосфера была другая, то ли сейчас у руководителей жадность проявляется.

Михаил Пальчик, бывший первый секретарь Бобруйского райкома КПБ:

– Чтобы кого-то из руководителей в наше время привлекли за получение взятки, такое было исключено, да и понятия этого не знали. Руководители были на особом контроле, информация о них первому секретарю поступала и из КГБ. Да и подбор, выдвижение кадров были иными. Например, чтобы стать руководителем совхоза или колхоза, человек должен был поработать главным специалистом, секретарем парткома или заместителем руководителя, а уж потом его рекомендовали в директора или председатели. Без наказаний, конечно, не обходилось, но в крайнем случае руководителю мог «дать» пару окладов комитет народного контроля, он мог получить выговор по партийной линии. …Узнав об этом случае, я первое время не верил. Но власть многих меняет, особенно когда царят вседозволенность и бесконтрольность.