Один день со спасателями. Репортаж из центра оперативного управления ГРОЧС

2921
Вероника БАБИЧ. Фото Александра ЧУГУЕВА и из архив ГРОЧС Бобруйска.
«Дежурная служба МЧС, чем вам помочь?». Именно эти слова слышит человек, когда набирает номер 101 или 112. Эту фразу, определенную служебным уставом, диспетчеры Центра оперативного управления Бобруйского горрайотдела по ЧС произносят не один раз за смену. В любое время суток на ваш звонок всегда ответят со спокойной и уверенной интонацией, и с полной готовностью оказать своевременную помощь.

Именно на этих сотрудниках лежит ответственность за принятие верного решения в сложившейся обстановке. Ведь от этого порой зависят жизни и здоровье людей, попавших в чрезвычайную ситуацию. Работник, который принимает сообщение, должен разобраться в ситуации, оценить, какая конкретно помощь нужна человеку, проинформировать его, а при необходимости переадресовать звонок другой оперативной службе.

Начинается утро работников с развода, определения направления работы. Затем проверяются прямые линии связи, обзваниваются подразделения, заполняется строевая записка, которая отсылается в Могилев. Проверяется качество радиосвязи.

На стенах в ЦОУ можно увидеть две карты города и одну – района. Они помогают диспетчерам при необходимости корректировать маршрут движения пожарных машин. Хотя сотрудники настолько хорошо знают город, что обращаются к карте в редких случаях. Также для облегчения работы диспетчеров на любой объект в городе сделаны планы-карточки, в которых указывается расстояние от пожарной части, время прибытия, план здания, поэтажные схемы, адрес и др.

– К нам обращаются с абсолютно разными вопросами, будь то просьба о спасении кошки или сообщение о поврежденных линях электропередач. Конечно, и о пожарах оповещают, – рассказывает старший инженер связи Центра оперативного управления, майор внутренней службы Виктор Васильевич Бунас. – Так, например, 13 июля около 11 часов утра поступил звонок: по улице Комбинатской выпал из гнезда аистенок. В этот моментов выездов не было, поэтому подразделение МЧС сразу же выехало на место. Пернатому быстро помогли вернуться домой. Стоит отметить, что сейчас проводятся все работы по спасению, но, конечно, если стоит выбор: спасти котенка или человека, то приоритет отдается спасению человеческой жизни.

Немаловажным является тот факт, что по номеру 112 с мобильного телефона можно дозвониться в ЦОУ и с нулевым балансом на счету. Также не имеет значения сотовый оператор.

14:13. Первый звонок за то время, пока я находилась в ЦОУ. По словам диспетчера Центра оперативного управления Анастасии Юрьевны Шелест, звонила женщина, которая неоднократно к ним попадает. Ничего конкретного она сказать не может, человеку просто нужно кому-то выговориться. Трубку диспетчеры не кладут, а ждут, пока она сама отключится.

Работает Анастасия уже третий год. А чтобы связать свою жизнь именно с этой профессией, девушка закончила командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, который находится в Минске.

Еще один диспетчер Центра оперативного управления Ольга Игоревна Сулим также отвечает на звонки уже третий год. Девушка еще со школьной скамьи хотела связать свою жизнь со службой МЧС. Поэтому закончила СШ №28, в которой есть специализированный класс. Затем заочно 5 лет училась в Гомельском инженерном институте МЧС Республики Беларусь.

– Мне нравится моя работа. Иногда, конечно, бывает тяжело психологически. Случается, что и люди погибают. Особенно сложно, когда слышишь, что происходит в доме, а там еще и ребенок есть, – рассказывает Ольга.

С 14.41 до 14.46 поступил ряд звонков, но на том проводе была лишь тишина.

Стоит сказать, что в ЦОУ на звонки отвечают только представительницы прекрасного пола. Считается, что именно женский голос благоприятно действует на человека, который находится в стрессовой ситуации.

Уже более 17 лет без своей работы не мыслит себя радиотелефонист Марина Леонидовна Примак. Женщина говорит, что к ним поступают сообщения от граждан разной возрастной группы.

– Был у нас случай, когда звонила девочка лет семи. Сообщала, что разлила что-то на плите. В общежитии, где она жила, таким образом, произошло короткое замыкание. Можно было подумать, что девочка пошутила, но на месте действительно было задымление, – приводит пример Марина Леонидовна.

Как рассказывает Виктор Васильевич Бунас, бывают у них и казусные случаи.

– Снимаем мы, значит, трубку и говорим: «Дежурная служба МЧС, чем вам помочь?» И тут в ответ слышим, что у нас денег не хватает, помогите. Или такси хотят вызвать, тоже к нам попадают, – не без улыбки говорит Виктор Васильевич.

15:14. Еще один звонок. На том конце провода спрашивают, как можно попасть в справочную службу. Марина Леонидовна с уверенностью называет номер 109. Именно по нему можно связаться со справкой МЧС.

15:21. Очередной звонок. Диспетчер сообщает, что ничего страшного не произошло, слышно только, как маленький ребенок играет. И такие случаи в ЦОУ не единичны.

15:30. Поступил звонок с просьбой о помощи. Выслушав человека и поняв ситуацию, диспетчер переадресовала звонок в скорую помощь.

По словам Виктора Васильевича, у нас в городе есть единая дежурная диспетчерская служба, у которой имеются прямые номера телефонов. И в зависимости от того, какую помощь нужно оказать гражданину, происходит переадресация. Довольно часто в этом году сотрудникам приходилось работать с аварийной диспетчерской службой Бобруйских электрических сетей из-за погодных условий.

15:40. В Центр оперативного управления поступило сообщение, что в агрогородке Ленина Сычковского сельсовета Бобруйского района недалеко от моста горит дерево. Ольга Игоревна сразу же связалась с пожарным аварийно-спасательным постом № 15 агрогородка Ленина и передала сообщение. В 15:49 подразделение прибыло на место и подтвердило полученную информацию.

15:50. В ЦОУ поступило еще одно сообщение. На этот раз хотели открыть дверь. Как рассказывала девушка на том конце провода, мужчина подписал какие-то документы на квартиру, в состоянии алкогольного опьянения закрылся в квартире и начал кричать. В итоге девушка отказалась от помощи сотрудников.

Обратить внимание стоит и на то, что если, к примеру, в помещении оказался заперт ребенок, то сотрудники обязательно примчатся. В других случаях передадут вызов коммунальным службам. Что касается ложных вызовов, то за них положен штраф. На место в любом случае выезжает инспектор, и уже по факту идет разбирательство.

16:50 – сообщили о дереве, перекрывающем дорогу по Осиповичской трассе.

17:03 – женщина рассказала о наклоненном столбе линии электропередач по улице Оранжерейной в Бобруйске. Диспетчер связывалась с аварийной диспетчерской службой Бобруйских электрических сетей.

Каждый принятый вызов фиксируется в журнале, который хранится 15 лет в архиве, а некоторые и бессрочно. Есть письменный и электронный варианты обращений. Диспетчеры не всегда сами принимают решения. Для этого на месте работает оперативный дежурный, который определяет, что делать и кого именно отправить на место по вызову. Вовремя оказанная помощь, даже по телефону, может спасти человеческую жизнь, поэтому каждый диспетчер осознает всю важность своей работы.

Она настолько затягивает, что бывают случаи, когда и в нерабочее время девушки, поднимая трубку домашнего телефона, уверенным голосом отвечают: «Дежурная служба МЧС, чем вам помочь?»