Земля пухом… Как уходят в последний путь в Бобруйске и других городах страны

3443
Александр КАЗАК, alexander.kazak.vb@gmail.com. Фото автора.
Хоть и не високосным был истекающий год, но печали и грусти, доставленных смертями родственников и близких людей, принес немало. Пришлось побывать в диаметрально противоположных уголках Беларуси — от Витебска до Лиды, прощаясь с теми, кого знал много лет. Невольно заметил, что возможности сказать последнее «Прости», в различных регионах довольно разные.

На поверке у Вечности.На поверке у Вечности.

Неужели спрос превышает предложение?

Размышления над фактом количества различных предприятий, магазинов и центров ритуальных услуг в стране невольно холодят душу, так как возникает мысль о росте уровня смертности соотечественников. С другой стороны, понимаешь, что количество субъектов хозяйствования, готовых оказать помощь в грустной церемонии, обязательно перерастет в качество их работы. Собственно, в нашем городе такой тренд уже заметен — по крайней мере, осоловевших с утра могильщиков или раздраженных, не выспавшихся из-за поздних телебдений, продавщиц венков и гробов уже увидишь редко. Как раз наоборот, если судить по практике общения с сотрудниками предприятия ритуального обслуживания «Бобруйскжилкомхоза».

Все больше асфальтовых дорожек на погосте в Ломах.Все больше асфальтовых дорожек на погосте в Ломах.

Во-первых, вежливость и терпение стали естественными в обслуживании клиентов этого государственного предприятия, возглавляемого Александром Лосевым. Во-вторых, технический прогресс добрался сюда буквально за последний год — это наиболее заметно в процессе компьютерного нанесения надписей на траурные ленты, заменившем допотопное написание вкривь и вкось их маркером. В-третьих, приходит и к нам разнообразие выбора похоронных принадлежностей и, соответственно, цен на них. В-четвертых, с вводом ритуального зала в нашем городе совершен прорыв в отдании последних почестей усопшим. В-пятых, … Каждый может добавить что-то из происходящих на наших глазах перемен и в этом долгие годы консервативном деле.

А как в других местах?

Однако простор для совершенствования есть и в печальном, но необходимом церемониале. Побывав на кладбищах в разных городах нашей страны, не могу не поделиться наблюдениями. В Минске, например, ветеранов Великой Отечественной войны, да, наверное, и других почивших в бозе — была бы заявка родственников — опускают в могилы с помощью механических устройств, исключающих риск уронить гроб. В Дзержинске столичной области приятно удивили мелочи, до которых у нас пока не дошли: песок, три горсти которого по традиции бросают в могилу, там находится в специальной чаше на подставке, а после совершения этого ритуального действия можно сполоснуть и вытереть руки тут же, с помощью компактного умывальника и полотенца.

Уважаемые читатели и рекламодатели! Поминальный текст в память об ушедшем близком человеке, а также рекламу ритуальных услуг вы можете разместить в газете «Вечерний Бобруйск», в специальной рубрике «Чтобы помнили…».Каждый будний день с 9.00 до 17.00 мы ждем вас в редакции по адресу: ул. Московская, 42, 2-й этаж. Тел. для справок: 72-01-16, 71-96-08.

Отдельно следует сказать о так называемых распорядителях скорбных церемоний. Если в Витебске, как и у нас, эту роль берут на себя наиболее инициативные люди из числа близких или друзей покойных, то в Лиде Гродненской области на всем их последнем земном пути речи, и довольно проникновенные, говорят сотрудники ритуальных служб. Но больше всего на Гродненщине поразил обряд проведения поминок — не первый год обращаю внимание на… безалкогольные ритуальные столы. Конечно, и у нас при желании родственников они могут быть такими. Но я говорю об общей культуре и культуре похоронных ритуалов, которую следует прививать.

Что важнее: акценты или проценты?

Возможно, буду излишне субъективен, но впечатление некой конвейерности от работы бобруйских ритуальных предприятий остается не первый год. Особенно оно усиливается, когда наступает время помянуть ушедших из жизни за скорбным столом. Как правило, происходит это в залах предприятий общепита, где одновременно собираются родственники нескольких усопших. Бывает, спина в спину сидят и без того опечаленные близкие и улучают минутку, чтобы сказать несколько слов и не быть перебитыми речью за соседним столом. А если учесть, что у нас скорбят в основном под возлияния, обстановка порой накаляется до заметной нервозности.

И еще. На одном из городских телеканалов реклама ритуальных услуг подается совершенно бездумно, в оскорбительном для родственников покойных виде. Представьте себе ситуацию: близкие ушедшего из жизни человека в поисках телефона ритуальной службы включают довольно популярный телеканал, а с экрана несется разухабистая мелодия, под которую нужно дождаться смены картинки и получить нужную информацию. Вот уж поистине: трагическое и комическое рядом — звучит, например, «А эта свадьба пела и плясала…», а титры внизу экрана предлагают «доставку тела в морг» и прочие скорбные услуги. Почему же нельзя выделить подобные объявления в отдельный блок и просто убрать музыку, как сделали бы это сострадательные, культурные люди.

Анжела — дама печального образа.Анжела — дама печального образа.

Это не осенний листопад, а технологическая операция, призванная не дать замерзнуть земле зимой.Это не осенний листопад, а технологическая операция, призванная не дать замерзнуть земле зимой.

Работник Саша делом опровергает сведения о повторной продаже цветов с кладбища.Работник Саша делом опровергает сведения о повторной продаже цветов с кладбища.

Добровольные сторожа вечного покоя.Добровольные сторожа вечного покоя.