Нина Костян: «Талантливой молодежи меньше не стало, просто она сегодня более «продвинутая»

3596
Александр УДОДОВ. Фото автора.
4 августа коллективу Центра дополнительного образования детей и молодежи «Росквіт» был представлен новый директор — Нина Федоровна Костян, пять лет работавшая директором Бобруйского государственного профессионально-технического художественного колледжа им. А.Е.Ларина.

На этой неделе Нина Федоровна приступит к своим обязанностям на новом месте, а пока она, находясь в отпуске, решает злободневные вопросы в колледже. Потому и беседуем мы с ней, как с руководителем этого учебного заведения и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

- Мне тяжело уходить. Не могу сказать, чем конкретно руководствуюсь, но такова жизнь. Думаю, что и в «Росквіте» будет польза от моей деятельности. Я отработала в колледже директором пять лет и убедилась, что коллектив здесь был и остается работоспособным, творческим и многое может, - говорит Нина Федоровна. - Колледж сегодня представляет собой учреждение среднего специального образования, в прошлом году его статус стал на ступеньку выше – раньше это было учреждение профессионально технического образования. Это связано с тем, что время не стоит на месте, экономика развивается, значит, надо готовить новые кадры для Бобруйска и региона. Например, года два назад с отделами образования мы прорабатывали вопрос о том, что в дошкольных учреждениях не хватает воспитателей. Готовят специалистов в этом направлении в учебных заведениях Могилева и Горках, но их выпуск не закрывает потребности региона в воспитателях дошкольных учреждений. Так как в нашем колледже есть достаточно хороший опыт подготовки педагогических кадров для учреждений образования, то мы без проблем перешли на подготовку специалистов по дошкольному воспитанию. В прошлом году мы осуществили первый набор в две группы воспитателей. В этом году провели второй набор, и надо сказать, что в этих группах был даже конкурс, что радует. Мы открыли в этом году и вторую специальность, профильную учебному заведению, это «Технология деревообрабатывающих производств», специализация «Технология и дизайн мебели», план приема на эту специальность уже выполнен, он составил 25 человек.

- А прежние специальности сохранились?

- Да, это художественно-оформительские работы, художественное изготовление изделий из керамики, столяр, станочник деревообрабатывающих станков, резчик по дереву и бересте. Это те специальности, которые были раньше, и колледж от них отказываться не будет, потому что это история учебного заведения. Набор в группы профессионально-технического образования мы еще продолжаем. Ждем всех желающих до 20 августа. Вообще, в этом году группы формируются тяжелее. Допустим, колледжу нужно набрать две группы из 50 человек по специальности «Художественно-оформительские работы и дизайн интерьеров», «Декоративно-прикладное искусство», но есть пока около 35 заявлений, а на столяра, резчика по дереву и бересте - только около десяти.

- Может, это связано с оплатой за обучение? Или сейчас меньше стало талантливой молодежи и популярность колледжа упала?

- Нет, обучение в колледже на дневной и вечерней форме бесплатное, на заочной – платное. Дети, которые поступают на уровень среднего специального образования, получают стипендию, а на уровень профессионально-технического - питание в колледже и деньги за свою изготовленную и реализованную продукцию.

А что касается талантливой молодежи, то не скажу, что ее стало меньше. Просто она сегодня более эрудированная. Компьютер, интернет дают возможность пополнить багаж знаний без школьной скамьи. И я считаю, что это хорошо. Возможно, колледж не на столько популярен, как это было вчера. Мы помним те советские времена, когда на того же самого резчика, столяра, краснодеревщика был конкурс по 15 человек на место. Сегодня такого нет, фактически все идет один к одному и поступают те, которые видят, что они будут работать в этом направлении. Но есть и немногочисленная категория молодых людей, которым лишь бы куда поступить – мол, пойду, поболтаюсь, может быть чему-то научусь. Сегодняшняя молодежь заниматься трудом предпочитает не столько физически, сколько умственно. Но если будет модернизация производства, больше моментов компьютеризации, молодые люди найдут себя на производстве. Кстати, у нас нет больших проблем с трудоустройством. В связи с демографической ситуацией количество учебных групп уменьшается, и выпускники без работы не остаются. Например, в этом году по профессии столяр, резчик по дереву и бересте мы выпустили только одну группу, и все выпускники были востребованы.

- Вы сказали, что учащиеся сами зарабатывают деньги, изготавливая продукцию. Как это происходит?

- Да, у нас своеобразное «мини-предприятие» в рамках образовательной деятельности. Чтобы подготовить специалиста, бюджет не выделяет колледжу материалов для изготовления продукции. Потому мы должны сами купить материал, организовать процесс изготовления изделий, реализовать их, заплатить зарплату, какую-то прибыль пустить на развитие учебно-материальной базы – скажем, на ту же закупку материалов. У нас есть немало заказчиков в художественно-оформительском направлении – допустим, нужно сделать какое-то панно, как это мы делали в Могилевской детской больнице, Слуцком колледже перерабатывающей промышленности, помогали разрисовать стену около городского ЗАГСа ко Дню города. Сейчас завод тракторных деталей и агрегатов готовится к юбилею и хочет оформить стены изображением своей продукции. Есть заказчики по деревообработке – ребята делают столы, скамейки, беседки, полочки, шкафы и так далее. Много изделий изготавливаем из керамики – допустим, у одной из организаций осенью будет юбилей, и для них мы уже разработали два эскиза.

Когда калькулируется стоимость изделия, в нее вкладываются заработная плата учащихся, материалы, налоги и формируется цена. У нас есть магазин, и можно через него реализовывать продукцию, а можно и по безналичному расчету через склад. Я не могу сказать, сколько ребята зарабатывают во время учебы, но это небольшие суммы, потому что в процессе обучения таких занятий немного. Больше всего они могут заработать, когда идут на производственную практику – скажем, на «Бобруйскмебель». Тот, кто не очень старается, может получить там 500 тысяч рублей, а тот, кто заинтересован и хорошо трудится - заработает и четыре миллиона. Вообще, сегодня молодежь заинтересована в зарабатывании денег, и именно через это ее можно приучать к труду.

- Есть ли нерешенные вопросы в самом колледже?

- Проблема, как и любого учебного заведения, которое строилось в советское время, это материально-техническая база. Потому сегодня ведется капитальный ремонт кровли мастерских, идет выбор подрядчика на замену оконных блоков, разрабатывается проектно-сметная документация на замену оконных блоков в учебном корпусе и общежитии, планируется оборудовать новое современное помещение для библиотеки с компьютерным классом и др.

- Нина Федоровна, а не мешает ли вашей основной деятельности работа в Совете Республики?

- Для меня очень большая честь быть членом Совета Республики. Первое время было волнительно, потому что не было опыта, не знала, чем нужно будет заниматься. Но со временем все стало на свои места. Я вижу, какая большая законодательная деятельность ведется и депутатами Палаты представителей, и членами Совета Республики. Мое сенаторство мне в основной работе не мешает, но свободного времени практически нет. Если у директора в учебном заведении хороший административный потенциал – заместители, руководители структурных подразделений – тогда легче выполнять обязанности и в парламенте. Мне надо отлучаться, осуществлять прием граждан в Бобруйске, Бобруйском и Глуском районах, раз в месяц я должна посетить какой-то из этих регионов. И если в районах вопросов меньше и практически все они решаются на уровне местных властей, тех же сельских Советов, то в Бобруйске разнообразное население, здесь хотят много всего и сразу. Допустим, ремонтируется где-то дорога – а почему у нас не отремонтировали улицу и так далее? Бобруйчане очень часто обращаются по жилищно-коммунальным вопросам, выполнению ремонтных работ, возникают вопросы по поводу приватизации жилья у тех, кто раньше этого не сделал, есть вопросы по пенсионному обеспечению, когда люди не согласны с назначенной пенсией и многие другие. Возможно, есть промах в законодательной базе, мы не доносим до людей законы, их действия и люди не знают куда нужно обратиться, стучатся не в ту дверь. То, что в рамках нашей компетенции, мы решаем. Если не можем - направляем сенаторский запрос в вышестоящий орган. И хочу сказать, 95 процентов обращений решаются положительно. Я всегда, что в моих силах и возможностях, стараюсь оказать помощь тем людям, которые в ней нуждаются.