Туалет на площади Победы в Бобруйске.
Терпеть такую ситуацию нет мочи…
Одна щепетильная форумчанка написала в интернете без обиняков: «Туалет общественный в нашем городе – это как летающая тарелка – все о нём знают, но никто не видел. А самый клёвый – на автовокзале. Там сидит бабушка-яга на входе-выходе и ругается. А гигиена какая!!!! После посещения такого туалета хочется в душ сходить, не то что руки помыть».
Посетитель сайта «Вечернего Бобруйска» под ником «Очень злой» еще в 2011 году вопрошал: «Скажите, пожалуйста, что мешает установить по всему городу биотуалеты? Летом ездили с подругой в Гродно – там биотуалеты через каждые 300-500 метров, все бесплатные и довольно чистые. Есть и платные обычные туалеты – то есть выбор у человека есть, сходить с комфортом за небольшую плату или без возможности помыть руки бесплатно. А у нас что? Страшные разваливающиеся кабинки около ГАИ, в кинотеатре «Товарищ» (самый дешевый), в парке, на пляже у санатория и у танка… Вопрос чиновникам: на что идут наши налоги?..».
Туалет видите? Нет? А он там есть...
Между тем, согласно существующим «Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных» радиус их действия в городах не должен превышать 500-700 метров; норматив – 1 унитаз на 500 человек. Общественные туалеты и подходы к ним должны быть оборудованы специальными указателями, заметными днем и ночью. Кроме этого, согласно правилам, общественные уборные надлежит снабдить крючками для верхней одежды, полками для личных вещей, туалетной бумагой, электрополотенцами, мылом... Сухая инструкция, а читается как романтическая повесть-утопия.
Одну из причин несбыточности директивных указаний тогда же, четыре года назад, подметил и сегодняшний наш активный читатель под ником Тюм: «Вот на площади Ленина, около аварийки городской, после того как там снесли гаражи и сараи, за которые на всех праздниках, проводимых на площади, ходили по нужде люди, поставили биотуалет, но за пару недель его привели в такое скотское состояние, что к нему подойти, а не то что войти, было страшно, так как фекалии были даже, извините, на стенах. Кто виноват?.. Вот вся наша культура. Как говорил профессор Преображенский из книги «Собачье сердце», разруха – она не в клозетах, а в головах...».
Деревянный туалет послевоенной постройки в Бобруйске.
А нужен ли итальянский проект Туалетти?
Европейский вариант уличного ватерклозета.
С неуклонным ростом количества магазинов живого пива и пивнушек попроще бобруйчане буквально на каждом углу (а также в подъездах многоэтажек) стали убеждаться в необходимости сооружения большего количества точек слива переработанного пенного напитка. Какими бы эвфемизмами мы ни изъяснялись, но характерное амбре под лестницами просто диктует устройство каких-то простейших отхожих мест в городе. Имеются в виду постройки легкого типа для справления легкой нужды. Пусть это будут несколько писсуаров с водопроводом за некапитальными стенами. Еще в позапрошлом веке подобные сооружения пусть и не украшали, но были полезными атрибутами центров Парижа, Лондона, Москвы. В послевоенном СССР, по недостатку средств, упростились до дощатых сарайчиков с окошками ромбиком над буквами «М» и «Ж», распространявших запах хлорной извести на добрый квартал.
С развитием социализма от этих родимых пятен стали избавляться, впадая в другую крайность: строили из железобетона и на века, стараясь перещеголять друг друга количеством плитки и зеркал в сортирах. Из 1980-х запомнились шутки экскурсоводов: в Москве – «К Олимпиаде построен туалет союзного значения на три тысячи посадочных мест»; в Сочи – «Вот этот симпатичный домик в углу нашего дендропарка – сооружение известного итальянского архитектора Чезаро Туалетти». Из более поздних лет и бобруйский пример, когда в сквере, прилегающем к Минской, 20, действовал монументальный подземный сортир, зарытый впоследствии, очевидно, для археологов будущих цивилизаций. Вот будут гадать историки, какой-такой лавой и пеплом какого вулкана накрыло не очень характерное для Бобруйска сооружение неизвестного архитектора последней четверти ХХ века?
Наследие советских времен - туалет на бобруйском пляже в районе санатория имени Ленина.
Между прочим, на его заре довольно известный зодчий Стенкевич приложил руку к строительству первого общественного туалета в белорусской столице, воплотив в нем уменьшенную копию дома богатея (поговаривают, графа Чапского), за проектирование которого не заплатили архитектору. И этот ватерклозет хорошо известен, так как находится рядом с театром имени Янки Купалы. Всего в Минске 74 туалета, из которых 20 – био. Правда, это составляет немногим более 26 процентов от потребности. Но не стоит забывать про «интересные места» в гипермаркетах, торговых центрах, а также во всех культурных центрах (театрах, кино). Еще есть несколько санузлов на станциях метро (например, «Партизанская», «Уручье» и некоторые другие). Общественные туалеты есть в каждом крупном парке столицы. К праздникам, как правило, добавляют немного больше биомодулей. А вот бесплатного доступа в туалеты кафе и ресторанов в Минске нет. Кстати, в нем планировалось создать несколько передвижных туалетов – на шасси большегрузных машин Минского автозавода (подобные автотуалеты успешно используются в Москве и Санкт-Петербурге). Но пока их что-то не видно.
Минск, Бобруйск и Плещеницы: брать пример у мировых столиц!
Успокоить себя бобруйчанам может помочь статистика: 40 процентов населения планеты не имеет доступа к элементарным санитарным удобствам. Однако как-то не хочется в европейской Беларуси относить себя к этим африканским, по большей части, процентам. Тем более, что в Европе дело содействия отправлению естественных надобностей поставлено на уровень отрасли экономики. В одних санузлах принято платить при входе, в других – при выходе. В Венгрии в женских туалетах присматривают тетки, а во Франции, бывает, и дядьки. В Бобруйске привратники что в “М”, что в “Ж” – одного полу, женского. В Европе в одних странах в кабинки впускают, только если бросишь монету, а в других выпускают, только если спустишь воду. В некоторых польских ресторанах туалеты платные. Так что, дорогие дамы, будьте готовы к тому, что ваш спутник проводит вас до дамской комнаты, чтобы... за вас заплатить. По неписанным правилам, и в Голландии, и во Франции, и в Италии прежде чем попасть в туалет в кафе, надо заказать у официанта хоть что-нибудь.
Европейский вариант уличного ватерклозета.
Здесь мы ближе к Европе: если вы не клиент заведения, то с улицы даже не проситесь по нужде в бобруйские приличные кафе или рестораны. В другом мы очень далеко: у некоторых из них просто нет современных туалетов. Даже на центральной и любимой аборигенами и туристами Социалке. И как только объекты общепита на ней открываются, если не выполняется одно из главных требований об оборудовании их санузлами? Ну нельзя же считать зачетными туалеты, на которые указывает стрелка посетителям кафешек “Дымок” и “Блины”, пивной “У клена” и некоторых других. Вот и осваивают близлежащую от них территорию утолившие жажду, орошая подворотни, подъезды, углы. А мы ведь живем не в деревне, где нет такого понятия «биотуалет», там есть понятие «биополе».