Сбор черники не является поводом для снятия запрета на посещение лесов

7207
Ирина РЯБОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА из архива «ВБ».
Начался сезон сбора черники. На прилавках бобруйских рынков продавцы предлагают эту вкусную и целебную ягоду в большом количестве. А заготовители начали прием черники от населения. В то же время с 4 мая в Бобруйском районе введен запрет на посещение лесов в связи с пожароопасной ситуацией. Как же вести себя людям, оказавшись «между двух огней»?

Как сообщил корреспонденту «Вечерки» заместитель председателя Бобруйского райисполкома Сергей Ляпичев, запрет на данный момент по-прежнему действует.

— Жара на улице, дождей давно нет, все сухое кругом. Посмотрите новости — горит все в Беларуси, в России целые поселки горят. А пожар в лесу остановить трудно, и это страшно. И я считаю, что введение запрета на посещение леса — правильное решение. Ведь для возникновения пожара необязательно разжигать костер, достаточно упавшего на землю пепла от сигареты, пустой бутылки и даже стеклянных очков. Нужно просто набраться терпения и подождать более благоприятных погодных условий. Почему-то в Германии, если стоит запрещающая табличка, никому и в голову не придет заходить в лес. У нас же менталитет другой. Понятно, что для бабушки в деревне сбор черники — неплохое подспорье. Но ведь это не единственный источник существования. Бабушка получает пенсию, у нее есть дети, которые о ней заботятся. Можно сажать клубнику в огороде и с таким же успехом продавать ее летом. Все мы люди — и мне, и вам хочется собрать свежей черники в лесу для детей. Но если нельзя, то нельзя. На днях обещают дожди, и тогда можно будет со спокойной душой посещать лес и собирать ягоды.

Инженера по охране и защите леса Вадима Кравцов звонок из редакции в полдень 30 июня застал в рейде по лесам, целью которого являлась именно «охота» за собирателями черники.

— Погодные условия не изменились, и никакой речи о снятии запрета на посещении лесов и быть не может, — не задумываясь, прокомментировал ситуацию Вадим Николаевич. — Сбор ягод никак не является поводом для снятия запрета. Именно собиратели черники сейчас представляют наибольшую угрозу для лесов. Ведь ягода растет во влажных местах, на торфяниках. Достаточно бросить окурок, и все. А горит торфяник страшно — вглубь, и остановить такой пожар очень сложно. В условиях жары и отсутствия дождей вокруг начали гореть леса, преимущественно торфяники. На данный момент горит лес в Мирадинском лесничестве, возле деревни Щатково у детских лагерей, в Бобруйском лесничестве у деревне Савичи, в Приберезинском лесничестве.

— Вадим Николаевич, если пойдет дождь, то запрет на посещение лесов автоматически снимается?

— Чтобы снять запрет, лесная подстилка должна промокнуть на определенную глубину, а для этого нужен не кратковременный дождик, а хорошие 3-4-дневные ливни. Как только ситуация в плане пожароопасности нормализуется, мы обязательно оповестим об этом жителей города и района через средства массовой информации. Пока же посещение лесов категорически запрещено. Напомню, за данный вид нарушения предусмотрена административная ответственность по статье 15.29 часть 1 Кодекса об административных правонарушениях, и влечет наложение штрафа до 20 базовых величин. Наказание может быть различным - от предупреждения до назначения штрафа, в зависимости от различных обстоятельств.

Зато в Бобруйском торговом центре корреспонденту «Вечерки» сообщили, что сегодня — 30 июня - начался прием черники дикорастущей по цене 20 тысяч за килограмм. По словам начальника отдела заготовки Анны Белявской, пока трудно судить об активности населения.

— Нам поступило указание о приеме черники от нашей вышестоящей организации — УП Могилевского Облпотребсоюза. Сегодня еще никто не обращался. Наверное, именно запрет на посещение лесов играет свою роль.

 

Конечно, не мешало бы, чтобы различные организации, принимающие решения о запретах и заготовке ягод, каким-то образом согласовывали свои действия между собой. А так ведь получается, что люди становятся заложниками ситуации, и, прислушиваясь к рекомендациям одних, невольно нарушают правила других, и отвечать за нарушения приходится им.