Директор ОАО «Бобруйск АТЭП» Сергей МАКАРЕНОК: «Мы сделали задел, и как-то плавно проходим кризис»

3970
Александр УДОДОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
«Вечерка» продолжает публикацию интервью с руководителями о том, как выжить в нынешний кризис большим и малым предприятиям и обычным людям/

Директор ОАО "Бобруйск АТЭП" Сергей Макаренок.Директор ОАО "Бобруйск АТЭП" Сергей Макаренок.

Директор ОАО «Бобруйск АТЭП» Сергей Макаренок родом из Кировского района. По образованию инженер-землеустроитель, окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию в 1980 году. 10 лет занимался геодезией, работая в различных точках СССР. В 1991 году занялся международными перевозками, руководил совместным автотранспортным предприятием в Минске. С 9 августа 2012 года работает в Бобруйске. Живет в Минске, имеет пятерых детей и внука.

- Раньше АТЭП было узкопрофильным предприятием, которое при советской власти занималось межсоюзными перевозками, - рассказывает Сергей Григорьевич. -  На его территории была большая площадка, стоял мостовой кран. Здесь собирались и обрабатывались контейнеры с различными грузами со всего Советского Союза, а потом развозились дальше – по Беларуси, в Прибалтику.  После развала Союза предприятие переключилось на международные перевозки. Существовали так: подъем мировой экономики – возим грузы за границу, падение – стоим. Соответственно колебались и заработки: то их много, то пропали. Пару кризисов было достаточно серьезных.  А нынешний, видимо, будет затяжным. Раньше у нас был большой рынок на Украине, сейчас же – практически ноль. Серьезно сократились перевозки и в Российскую Федерацию – наверное, процентов на сорок.  Если раньше перевозка была на каждый автомобиль, то сейчас – одна на пять-шесть машин.  У заказчика есть выбор: кто из перевозчиков запросит ниже цену, тот и поехал. Словом, рынок диктует свои условия.

- Но ведь совсем без работы не остались?

- Есть у нас и сейчас перевозки, в основном из ОАО «Белшина». И хотя  там объемы производства и сбыт продукции сократились, работа для бобруйских перевозчиков имеется. Возим шины и в Российскую Федерации, где от предприятия созданы торговые дома, и по Беларуси.  Самый дальний торговый дом на востоке - в Иркутске, доставляем также шины  в Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар и другие города.  Работаем и  на строительстве  дороги М-5, для этого есть три своих самосвала и два мы взяли в аренду.

- Раньше в АТЭП было много автомобилей,  «дальнобойщики» хорошо зарабатывали. А сейчас?

- Автопарк мы сокращаем. Во-первых, работы стало меньше. Во-вторых, распродаем часть техники, которая в наших условиях эксплуатации, как предприятия, имеющего большую территорию, много зданий и сооружений и серьезную налоговую нагрузку, требует больших затрат.  Поэтому мы продаем автомобили, требующие значительных расходов  на ремонт. Частник эксплуатирует их в более щадящем режиме, мы же этого не можем себе позволить, потому что нужно постоянно  работать. Ведь на западе какая политика: покупается новенький грузовой автомобиль по лизингу, за два-три года он накатывает 600 тысяч километров, отбивает лизинг и продается.  У нас же после такого пробега начинается износ деталей, нужен ремонт, а запчасти стоят сейчас дорого. Раньше на автомобиль, который ходил не меньше миллиона километров, запчасти стоили в три раза дешевле, теперь машина напичкана электроникой, и все эти блоки дорогущие. То есть, нет смысла эксплуатировать импортный автомобиль с пробегом 600-700 тысяч километров, от него надо избавляться и покупать новый.

На сегодняшний день у нас 23 автомобиля, пять из них мы собираемся продать и взять новые. Наверное, к концу года купим в лизинг пару магистральных седельных тягачей с полуприцепами для работы на дальнее зарубежье. Планируем, если все сложится нормально, взять на МАЗе два-три новых самосвала.

- А как еще используете мощности?

- У нас самая совершенная в Бобруйске ремонтная база, за два года в ее развитие вложили много средств.  Заканчиваем получение сертификатов, которые позволят нам ремонтировать  всю технику, в том числе и тракторы. Закупили необходимые оборудование, инструменты, измерительные приборы и несколько человек направляем на МАЗ для обучения. После их подготовки планируем сделать у нас сервисную мазовскую станцию, производить гарантийный ремонт МАЗов, потому что в Бобруйске нет такой услуги.  Оказываем услуги по ремонту техники другим предприятиям.   Подготовили помещение и заканчиваем установку оборудования для ремонта автомобилей «Джили», договоренность на это с головным предприятием есть. Думаю, к зиме у нас будет сервисная станция для автомобилей этой марки.

И еще: транспортные цеха предприятий города убыточны, потому что не загружены. Я хочу предложить руководителям  передать технику нам, то есть взять ее на аутсорсинг.  Мы ее будем обслуживать и выполнять на ней работу, нужную предприятиям. Думаю, это было бы разумным решением и приносило экономию нынешним владельцам транспортных цехов.

- На чем еще зарабатываете?

- Да, сейчас кризис, тяжело. Но мы уже достаточно давно сделали задел на то, чтобы развить другие сферы деятельности, которые бы приносили  доход. И нас это сегодня спасает. Например, наша станция диагностики – самая крупная в Бобруйске. У нас можно сделать диагностику полноприводных машин, работают две линии, которые позволяют одновременно проводить диагностику шести грузовиков-фур, тягачей с полуприцепами, 10-12 легковых автомобилей.  Станция приносит сейчас в 7-8 раз больше дохода, чем три года назад, когда я сюда пришел. Мы модернизировали станцию, установили современную систему дымоудаления,  сделали удобным режим работы. Если две других станции в городе работают с 8.00 до 17.00 с двумя выходными, то мы – с восьми утра до восьми вечера без выходных. Поставили терминал, чтобы оплачивать услуги карточкой.  Конечно, неудобно, что для уплаты дорожного сбора нужно ехать в сберкассу, но  пока не удается наладить уплату на самой станции , на этот счет нужно решение на уровне правительства.

Налог на землю достаточно большой, и мы избавляемся от ненужных площадей. Кусок территории, расположенной отдельно,  продали частной фирме.  На подходе еще одно здание с кусочком территории, уже получено разрешение облисполкома на его продажу. Все помещения, которые не использовались, мы сдали в аренду, многие из них используются фирмами для продажи запчастей как для грузовых, так и легковых автомобилей.

- В связи с трудностями люди не пострадали?

- Чтобы сократить расходы, мы оптимизировали коллектив, численность работников уменьшилась почти на 30 процентов, у нас осталось порядка 70 человек. Но меньшим количеством людей мы выполняем те же функции. Не скажешь, что финансовое положение в АТЭП хорошее, но все свои обязательства мы выполняем. Находим общий язык с клиентами – и по предоплате, и по отсрочке платежей. Наработанных денег хватает на текущую деятельность, даже с небольшим запасом. Средняя зарплата с начала года на предприятии составила 3 миллиона 781тысячу рублей, за последний месяц - 4 миллиона 150 тысяч. К весне оживились перевозки, повысилась производительность труда, подросла и зарплата, но за ростом цен она, конечно, не успевает.  Задержек с выплатой заработков у нас нет. Хотя, работники на этот счет говорят: пусть мы получим зарплату не 25 числа, а 30 или позже, но главное – не простаивать, а зарабатывать. В январе-феврале, правда, на предприятии была неполная занятость из-за малого количества заказов – работали четыре дня в неделю, но в марте все нормализировалось. В целом же обстановка у нас сейчас  не хуже, чем до нынешнего кризиса, мы как-то плавно проходим этот этап.

- Однажды на вашем предприятии видел объявление: всем сдать по 50 килограммов макулатуры. Это нормально?

- Я считаю, что это правильно, и таким образом нужно поддерживать экономику. Нам доводятся исполкомом плановые задания по заготовке вторсырья. Сдаем макулатуру, стекло, металл.  Я даже дома не выбрасываю ни одного ненужного листка, для их сбора есть специальная коробка и дети относят макулатуру в школу.

- Как лично вас, вашей семьи коснулся этот кризис?

- Определенные нюансы есть у каждого из нас. В целом я давно привык жить экономно, без особых излишеств. Вот, посмотри мои расчетные листки на зарплату за прошлый год – она очень скромная. Я живу в Минске, приезжаю сюда на работу, и это тяжеловато. У тещи есть подсобное хозяйство, и оно помогает. Иногда, уезжая в Минск, покупаю продукты в Бобруйске, чтобы жена не ходила там по магазинам. Удачно экономлю на одежде. Например, гомельская швейная фабрика имеет в Бобруйске магазин. Заезжаю однажды – сразу три костюма купил, потому что они продавались с большими скидками. Чтобы поверил, могу показать,  - вон, один в шкафу висит с этикеткой. Когда я работал на прежней фирме, которая занималась международными перевозками, часто приходилось бывать за рубежом, но целенаправленно для отдыха туда не ездил. Любимое место для этого – наша Беларусь, леса. Я увлекаюсь охотой и отдыхаю на ней так, как нигде, отключаюсь от всех проблем. А на море, считаю, лучше всего отдыхать в Крыму, в этом году собираюсь поехать туда с семьей на автомобиле.

Станция диагностики на предприятии работает ежедневно.Станция диагностики на предприятии работает ежедневно.