Сколько дам работало в учреждениях Бобруйска в начале века?

4118
Рубрику «История» ведет Александр КАЗАК. Фото из архивов.
Цвет женщин города пробивался к свету непросто...

Шутка ли: на заре просвещенного во всех отношениях нового столетия невозможно было себе даже представить прекрасных спутниц остальной части человечества во главе промышленных предприятий или научных учреждений, просто работающих в структурах государственного управления или в банковской системе. Пределом мечтаний феминистски настроенных прелестных созданий могли быть в лучшем случае учительство, врачевание, занятие искусствами или некоторая общественная деятельность. Однако на практике все чаще сводилось к традиционным и незыблемым долгое время ролям матери, жены и управительницы в доме.

Сеяли разумное и доброе

Это хорошо еще, что город на Березине издавна тянулся к свету знаний и просвещению народа. А так даже гипотетически невозможно было бы представить, куда могли  употребить свою энергию и подготовку хотя бы жены офицеров всегда многочисленного в Бобруйске гарнизона? Как говорится, только своей властью военное ведомство помогало удовлетворить женские амбиции да и элементарные материальные потребности. Не оттого ли уже в 1900 году в местном лазарете служили сестрами милосердия София Шпаковская и Александра Позняк, Юлиана Шпиталева и Елена Годлевская, Феодосия Малиновская и Елена Поспелова.

А вот старательным сеятельницам разумного, доброго, вечного было сложнее. В работавших бобруйских прогимназии, мужской гимназии, в трехклассном городском и двухклассном приходском училищах будто запрет на профессию существовал для женщин. В первый год нового века лишь по одной-две учительницы приходилось на частные учебные заведения. Смелее опирались на их хрупкое, но надежное плечо в женских учреждениях образования, где содержательницами были дамы. Особенно известны были бесплатная женская школа с надзирательницей Ольгой Густавовной Штонценвальд и учительницей Еленой Ивановной Мирошниченко; женское двухклассное с третьим рукодельным классом училище, где преподавали Анастасия Михайловна Кусонская, Варвара Фоминична Веребей, Евгения Болеславовна Милькевич и Анна Александровна Лукьяненко.

Не один год прошел, пока махровый патриархат начал помаленьку сдавать свои позиции, уступая желанию женщин заниматься таким близким им по самой природе делом обучения и воспитания подрастающего поколения. Очевидно, не без ветров первой революции все больше появлялись у школьных досок и глобусов доставшие из ридикюлей свои свидетельства об образовании бывшие институтки и курсистки. В 1905 году у многих бобруйчан на устах были имена содержательницы и преподавательницы женского четырехклассного христианского училища Марии Николаевны Ильинской, владелицы женского двухклассного еврейского с приготовительным классом училища Ханы Эзеровны Лазаревой, хозяйки такого же учебного заведения Сарры Адольфовны Якесберг. Даже в окраинной церковно-приходской женской школе на Березинском форштадте стала работать учительницей молодая Мария Янчевская.

Женская гимназия Ильинской в Бобруйске.Женская гимназия Ильинской в Бобруйске.

Дальше — больше. Передовые позиции в просвещении юных бобруйчанок  завоевывает Алексеевская женская гимназия, в которой голос представительниц прекрасного пола, как у посланницы Бога Жанны д’Арк, звучит все громче. И хотя по правилам того времени их называли классными надзирательницами, они все же были и по форме, и по содержанию классными дамами: Манефа Михайловна  Юзефович и Мария Платоновна Левандовская, София Яковлевна Смирнова и Мария Сергеевна Прокофьева, Евгения Леонидовна Ульянова и Степанида Васильевна Богданович, Мария Николаевна Савченко и Надежда Игнатьевна Омельченко. Педагогический коллектив исключительно мужского состава конкурирующей Бобруйской мужской гимназии даже суеверно перепугался и срочно пригласил на преподавание французского языка первого учителя в юбке Ксению Александровну Гарскую.

В 1908 году, как позднее советские девушки на трактор, обаятельные и внимательные к детям педагоги смело пошли в классы. В частной мужской восьмиклассной с приготовительным классом гимназии нашего города уже работали София Фроловна Барановская, Елена Ивановна Лютцельшваб, Ольга Михайловна Саввон, Наталия Александровна Пастернацкая. В женском двухклассном с третьим рукодельным классом училище учат детей наукам и труду Раиса Николаевна Вержболович и Елена Александровна Авсюкевич. В бесплатной женской школе несут свет знаний ученицам Зинаида Ивановна Посяда, Людмила Васильевна Павловская, Лидия Феофиловна Плавская, Мария Ивановна Царик. Даже в более консервативных начальном одноклассном еврейском училище и церковно-приходской школе на Березинском форштадте появились за учительскими столами Эта Сосина, Бейла Каган, Любовь Рубанович.

В ТЕМУ
Дела, рассмотренные Российским обществом защиты женщин в 1913 году:
- по исхлопотанию отдельных видов на жительство — 104
- о жестоком обращении мужей и отцов — 76
- о выдаче содержания брошенным женам и детям — 21
- о взыскании следуемых за службу денег — 20
- об усыновлении — 3
- о возврате удержанных мужьями вещей — 15
- об изнасиловании — 6
- о наследстве и земельных делах — 22
- о задержании паспортов при разных обстоятельствах — 13
- о просьбе помочь вернуться на честный путь — 3
- о защите от облития серной кислотой — 2
- о пособии — 25
- о просьбе написать прошение — 57
- разных дел — 25

Еще через пяток лет начинается настоящий бум, причем не только с открытием новых учебных заведений, особенно на селе, но и с приходом в них «освобожденных женщин востока» — в данном случае востока Белоруссии. Даже долго и строго соблюдавшая гендерную чистоту мужская гимназия города на Березине взяла на работу сразу двух учительниц французского языка — Викторию Леонидовну Казаринову и Елену Петровну Гусеву. Причем пригласили их из Алексеевской гимназии, согласившись на совместительство. В самом женском учебном заведении штат тоже освежается и пополняется, поднимается вверх по служебной лестнице. В классные дамы пришли новые София Петровна Петрова, Анисия Львовна Павлович, Елена Владимировна Юзефович, Анна Николаевна Схабецкая. И наоборот, выйдя замуж, из классной надзирательницы в учительницу рукоделия переквалифицировалась Евгения Леонидовна Ульянова, ставшая Черкасовой. Обучению подготовишек посвятила себя вновь прибывшая Анна Константиновна Свешникова. А Зинаида Михайловна Борисова стала преподавать девчонкам… гимнастику.

Известные в городе гимназии Ивана Годыцкого-Свирко, Марии Ильинской, Ханы Лазаревой и Сарры Якерсберг не могли позволить себе отстать в учебно-методическом процессе. В частную мужскую восьмиклассную были приглашены Елена Петровна Орел, Эмма Федоровна Гейнрих, Мария Николаевна Николаева, Мильда Петровна Буш, Ефросиния Ивановна Васильева, Анна Александровна Урбанович. В частной женской блистали педагогическим мастерством Александра Болеславовна Богатырева, Лидия Николаевна Данилевская, Людвика  Игнатьевна  Мрочковская, София Павловна Былецкая, Екатерина Ивановна Окулич, Юлия Яковлевна Железнякович. Воспитанию  детей посвятили себя классные Александра Алексеевна Смирнова, Анна Капитоновна Кондратьева, Екатерина Аркадьевна Сулковская, Инна Казимировна Зейтц, Клавдия Адамовна Ковалевская, Зинаида Дмитриевна Миккельдей.

Немалым отрядом пришли в народное просвещение представительницы преобладавшего к 1914 году населения в Бобруйске. В еврейских гимназиях трудились Шаха Эльевна Лазарева, Нехама-Лея Ароновна Плоткина, Лея Хаимовна Гуревич, Эся Шмуйловна Александрова, Юлия Марковна Пескина, Сарра Хаимовна Рабинович, Маша Нохимовна Кацнельсон, Бася-Фейга Берковна Болотникова, Рейзля Хаимовна Беляева, Сарра Нохимовна Винокур, Роза Иоселевна Левинсон, Фейга-Эстра  Еселевна Беленькая, Рахиль Иоселевна Эфрон. Более того, в четырехклассных  еврейских прогимназиях успешно работали и Елена Васильевна Азбукина, Мария Ивановна Квицинская, Мария Федоровна Татаренчик, Александра Андреевна Андреева, Ольга Ивановна Шиманская, Зинаида Семеновна Адамович и другие.

Довершали женский образ бобруйского народного образования накануне Первой мировой войны Ольга Антоновна Костюкевич и София Александровна Подолян в высшем начальном училище, Елена Игнатьевна Новицкая в двухклассном женском с третьим рукодельным классом училище, Мария Ивановна Смородская в церковно-приходской школе при Бобруйском соборе, а также Мария Андреевна Ледян и Наталия Петровна Рубанович в женской на Березинском форштадте.

Алексеевская женская гимназия в Бобруйске.Алексеевская женская гимназия в Бобруйске.

Не женское это дело?

Гораздо сложнее продвигались женщины в других отраслях хозяйства города на Березине. Достаточно сказать, что почти из четырех десятков бобруйских врачей в 1914 году только пять были дамы. Вольнопрактикующим лекарем работала 32-летняя Люция Николаевна Евдокимова, врачом по женским и детским болезням была  34-летняя Сара Лейбовна Шкловская. Их коллегами в стоматологии являлись Шейна Хаимовна Голубицкая, Хая Яковлевна Нейман и Амалия Эдуардовна Сцепурова.

Правда, с началом войны в наш город  для ухода за ранеными и больными прибыли более десятка сестер милосердия. Минская их община, например, откомандировала в военный и сводный полевой госпитали в течение июля-ноября 1914 года восемь медицинских сестер: Ольгу Венглевскую, Ларису Жданович, Елену Иванову, Прасковью Иванову, Антонину Ольшевскую, Надежду Пигальскую, Стефаниду Пикулик и Александру Позняк. Боголюбская община из российского Козлова направила в Бобруйск «запасную» Татьяну Тарасову и «испытуемую» Анфию Шишкину. Петроградский дамский лазаретный комитет выделил для работы в нашем лазарете Зинаиду Корнилович… К весне 1916 года гендерная ситуация в здравоохранении города практически не поменялась. Из врачей вольнопрактиковали все те же Люция Николаевна и Сара Лейбовна, из состава зубных врачей выбыла Голубицкая, зато прибыли Дыня Мовшевна Уман и Антонина Ивановна Ростковская.

Патриархат процветал и в других сферах дореволюционной бобруйской жизни. Особенно оберегали мужчины от присутствия соплеменниц органы государственного управления, банковскую систему да и все остальное, что могло бы пошатнуть их монополию на главенствующее положение. Тем удивительнее факт работы в нашей почтово-телеграфной конторе еще в 1904 году Надежды Михайловны Вержболович — чиновником пятого разряда. Очевидно, она положила некое начало традиции, так как в следующем году в этой конторе почтового ведомства уже служили чиновниками пятого разряда Зинаида Александровна Битнер и Елена Ивановна Постникова. В 1908 году на эту же стезю вступила Ольга Петровна Рассказова и стала чиновником почтово-телеграфной конторы четвертого разряда. А с созданием в городе на Березине телефонной сети на работе в ней вполне освоилась Параскева Семеновна Кравченко, которая, начиная с 1914 года, много лет была контрагентом сети.

В первое десятилетие века буквально единицы прекрасной половины человечества занимались в столице Приберезинского края бизнесом. Причем был он не очень разнообразным: Анна Брольницкая торговала аптекарскими товарами на 2-й Слуцкой улице,  Двойра Маринбах — золотыми и серебряными изделиями на улице Шоссейной, Сара Наймон — готовым платьем на Муравьевской, Анна Волкович — книгами  на Родионовской, а София Грудзинская… салом на Базарной площади. Компанию деловым леди составляли Ривка Гуревич, владевшая гостиницей на улице Ольховской, Эйда Вольфсон, управлявшая меблированными номерами на Шоссейной, и Бейля Каценельсон, содержавшая «заезжий дом» на 2-й Слуцкой.

Вот, пожалуй, и все поле профессиональной деятельности энергичных и эмансипированных суфражисток Бобруйска в начале ХХ столетия. Даже в газетах того времени объявления, скажем, об уроках музыки, курсах бухгалтерии и подобные давали в основном мужчины. Одиноким голосом в пустыне забвения и где-то даже дискриминации звучало, например, редкое женское извещение: «Акушерка Ф.А. Зинголь, окончившая Могилевскую школу и прослужившая 13 лет на Либаво-Роменской железной дороге, поселилась в гор. Бобруйске по Шоссейной улице в доме Геселя Гинзбурга. Телефон №225».

Мужская гимназия Годыцкого-Цвирко в Бобруйске.Мужская гимназия Годыцкого-Цвирко в Бобруйске.

«Ни заседанья, ни собранья…»

В одной из бобруйских газет, датированных 1913 годом, встретилось очень даже сатирическое стихотворение, бичующее недостатки тогдашней городской жизни. Есть в нем и такие строки: «…С той поры — ни заседанья, ни работы, ни собранья… Где им пользу приносить? Нынче модно «членом» быть, а покласть труды, заботы для общественной работы — фи, бессмыслица и вздор! Не смешно ли — вот позор?». Как можно догадаться, речь идет об общественных организациях того времени, в которых тоже было засилье пола, противоположного женскому. Просто невозможно было себе представить дам, заседающих в многочисленных тогда комитетах, обществах, товариществах, а тем более выступающих с трибун. Тем отраднее были перемены, происходившие в предвоенные годы.

Именно в 1913 году в нашем городе появилось Дамское отделение тюремного комитета, возглавила которое дочь начальника дислоцировавшейся в крепости 40-й пехотной дивизии Вера Евгеньевна Ферсман. В его состав она пригласила соратниц, так называемых директрисс.  А поскольку вращалась дочь генерала в кругу военных, то ими стали Альвина Альбертовна Карепова — жена командира 1-й бригады дивизии, Ольга Михайловна Меницкая — жена командира 157-го Имеретинского пехотного полка, жены других офицеров Александра Ефимовна Хрипова, Варвара Дмитриевна Якушева, Дора Валериановна Климашевская. Не были забыты супруги и наиболее уважаемых горожан: например, жена начальника 6-й шоссейной дистанции Виленского округа путей сообщения Надежда Александровнам Вервельская, жена врача мужской гимназии Евгения Георгиевна Саченко-Сакун, а также известные в городе Ирина Прокофьевна Орловская, Мария Павловна Клименко. Перед самой надвигавшейся войной Ферсман на посту руководителя отделения этого комитета сменила Дора Валериановна Климашевская.

Пополнился женщинами состав и местного комитета Российского общества Красного Креста. Заместителем его председателя была Елизавета Самойловна Аронштам — тоже жена старшего врача  158-го Кутаисского пехотного полка, а членом Елена Васильевна Королькова — жена старшего ординатора лазарета. Весьма активны были бобруйские дамы в нескольких благотворительных обществах. Так, в Бобруйском православном председателем правления являлась Евгения Самойловна Воронцова-Вельяминова — жена Михаила Павловича, матерью которого была небезызвестная внучка Александра Сергеевича Пушкина Наталья Александровна Воронцова-Вельяминова, и Неонила Емельяновна Ящинская — жена нотариуса Бобруйска. Среди членов городского римско-католического благотворительного общества заметны были Юстиния Феофиловна Келлчевская и Стефания Осиповна фон-Кек.

Милосердие и сострадание лучших представительниц женского общества находили выход в небольшом относительно, но наводненном войсками городе и в других, порой невиданных доселе формах. Не все знают, что в 1914 году в нашем городе действовал детский приют «Ясли», попечительницей которого была Ольга Алексеевна Медведкова, а заместителями-товарищами ее были Феофила Константиновна Буйвид — жена полковника 158-го Кутаисского полка и Алида Каспаровна Бакко. Активно заботились о юных бобруйчанах и члены Общества вспомоществования учащимся Алексеевской женской гимназии, руководила которым уже известная нам Елена Васильевна Королькова, а помогали ей тоже уже упоминавшиеся Манефа Михайловна Юзефович и Анна Николаевна Схабецкая. Все они действительно были передовыми женщинами своего времени.