Почему в бобруйских школах по-прежнему дерутся?

2619
Владимир РЕПИК. Фото предоставлено организаторами дискуссии.
В четверг, 22 января, в Бобруйской центральной детской библиотеке имени А. П. Гайдара состоялась дискуссия на тему «Буллинг - социальная проблема наших дней».

Что такое буллинг, с какой целью было организовано данное мероприятие, корреспонденту «Вечернего Бобруйска» рассказал сотрудник ЦДБ им. А. П. Гайдара Виталий Мурашкевич.

27 января – Международный день борьбы с буллингом. Слово «буллинг» (в переводе с английского – хулиган, грубиян, насильник) – сознательное жестокое отношение, физическое и психическое, со стороны одного или группы детей к другому ребёнку. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид либо группа таковых получают удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

- Виталий Юрьевич, насколько буллинг – насилие среди детей - актуален в Бобруйске?

- Он актуален не только в Бобруйске, но вообще повсеместно, это явление комплексное, которое носит негативный характер. Буллингу раньше не придавали такого значения, как сейчас. Поэтому данная проблема укоренялась и развивалась внутри школ не только в нашем городе, но и по всему миру. Сегодня на нее специалисты обращают более пристальное внимание.

 - Школьники во все времена и во всех странах дрались, дерутся и драться будут. Ну, разобрали на педсовете, поругали – этого раньше было вполне достаточно. Неужели сегодня все так запущено и все так серьезно?

 - По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг - явление достаточно распространённое в школе. До десяти процентов детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. Согласно статистике, 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств. Так что проблема есть. Поэтому теме школьного насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и был посвящён диалог-дискуссия «Буллинг – социальная проблема наших дней».

 Мероприятие прошло при участии учеников 7 «Б» класса бобруйской школы №2. Были рассмотрены ситуации на предмет их отношения к буллингу, раскрыты главные составляющие этого явления: агрессивность по отношению к другим людям, постоянный характер такого поведения, умышленная грубость агрессора. Диалог с подростками сопровождался показом электронной презентации «Школьный буллинг, или Давайте жить дружно» и видеоматериалами.

Также вниманию школьников были представлены книги, раскрывающие проблему буллинга: «Чучело» Владимира Железникова, «Украденные имена» Хосе Тассиеса, сборник повестей и рассказов детской писательницы Виктории Вартан «Заморыш», повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции».  Эти авторы призывают подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогают через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

- Если малыш в школе в силу разных причин не может дать отпор группе обидчиков, то каковы последствия буллинга его как человека постигнут в будущем?

 -  Последствия буллинга для детей-жертв - это суицид, защитное агрессивное поведение, школьная дезадаптация, нарушения в эмоциональном и социальном развитии, тяжелые психологические травмы. Именно поэтому не утихают дискуссии о сложности преодоления этого порока, за которым стоит целый комплекс социальных, психологических и педагогических проблем.