Жильцы улицы Ново-Шоссейной в Бобруйск живут за каменной стеной. В буквальном смысле

3312
Журналистское расследование «ВБ» относительно перспектив развития старейшего предприятия города — Бобруйского винзавода (публикация «За здравие или за упокой?» 22 октября 2014 года) вызвало широкий читательский интерес. И, вместе с тем, открыло новые проблемы, которые касаются не только означенного в публикации объекта, но и населения близлежащего района. В частности, речь идет о закрытой части улицы Ново-Шоссейной, которая волей судеб оказалась «втянутой» в процесс купли-продажи Бобруйского завода виноградных напитков.

Все это мы увидели во время прогулки в окрестностях «закрытой» улицы Ново-Шоссейной. Закрытая улица.Все это мы увидели во время прогулки в окрестностях «закрытой» улицы Ново-Шоссейной. Закрытая улица.

На воскресную прогулку по «закрытой» улице меня пригласил ее житель, пенсионер Иван Лукич Ткачев. Вернее, сначала был звонок в редакцию. Рассказ нашего читателя, честно говоря, впечатлил. Хочу привести его полностью:

— Очень надеюсь, что городские власти, наконец-то, обратят внимание на жителей «заводского» района, так я называю территорию возле железнодорожного вокзала, где сосредоточено много промышленных предприятий, — сказал Иван Лукич. — Особенно нехорошо возле бывшего винзавода. Такое ощущение, что кое-кто думает: люди здесь не живут. В поликлинику №4 не пройти — закрыли улицу Ново-Шоссейную, а обходить очень далеко. Но и это еще не все. Пешеходный переход, который вел с этой улицы через железнодорожные пути в город, тоже закрыли, а новый сделали по другую сторону «баррикад», так мы окрестили заграждения на улице Ново-Шоссейной. Чтобы добраться до вокзала, надо делать большой крюк. И это людям, которые живут практически напротив. Я неоднократно обращался в различные инстанции, в том числе и в горисполком. Все подтверждают: да, нужно навести порядок, но… Когда же начнут хоть что-то делать? Придите и посмотрите сами.

И вот вышли мы с Иваном Лукичом на перекресток улиц Интернациональной и 50 лет Октября, рядом с конечной остановкой троллейбуса №2. Отсюда, можно сказать, из центра города, и начался наш путь в «глубинку» — через новый железнодорожный переезд к давно почившему винзаводу и ныне здравствующему машиностроительному имени Ленина в окружении довольно большого частного сектора в районе улиц Карла Маркса, Ново-Шоссейной, переулка Парижской Коммуны.

Пока шли, Иван Лукич успел рассказать о себе, о своем житье-бытье, о больших и малых проблемах людей, обосновавшихся в этом районе. Живут они трудно, сказал мой собеседник, в плане отсутствия элементарных социальных благ — нет поблизости ни общественного транспорта, ни каких бы то ни было магазинов, ни аптеки, ни почты, ни сберкассы, где пожилые люди могли бы получить пенсию. Было небольшое отделение «Беларусбанка» рядом с машиностроительным заводом, но его закрыли. Ходил когда-то по этому участку улицы Карла Маркса и рейсовый автобус, но потом этот маршрут тоже закрыли, а рабочие машиностроительного завода добираются пешком от конечной остановки троллейбуса №2 через новый железнодорожный переезд. А кто по старинке норовит перейти рельсы поближе, того штрафуют.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Кредитов, начальник Бобруйской дистанции пути:

— Во время последней реконструкции железнодорожной станции было принято решение перенести пешеходный переход через железнодорожные пути подальше от вокзала, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Существуют определенные нормы проектирования таких переходов, и мы их не вправе нарушать. Я понимаю, что в связи с тем, что улица Ново-Шоссейная теперь перекрыта, жителям этого района проблематично дойти теперь до нового пешеходного перехода. Идеально эту проблему мог бы решить пешеходный мост через железную дорогу в районе вокзала. Будь у города необходимые средства, мы бы организовали такое строительство.

Все это мы увидели во время прогулки в окрестностях «закрытой» улицы Ново-Шоссейной. Новый перехд через ж/д пути.Все это мы увидели во время прогулки в окрестностях «закрытой» улицы Ново-Шоссейной. Новый перехд через ж/д пути.

Прежде чем попасть на свободную часть улицы Ново-Шоссейной, попытались пройти по отчужденной, то есть, закрытой ее части (три сотни шагов). Огорожен этот участок Ново-Шоссейной капитально — высокий полутораметровый железный забор поставлен во всю ширину улицы. А дальше — проще, поэтому нашли лазейку в ограждении и проникли на территорию, которой позавидовал бы любой сталкер. Каждый объект здесь — настоящий образец архитектурной уникальности и поразительной бесхозяйственности. Начнем с бывшего (а ныне сгоревшего) клуба винзавода. Когда-то здесь вовсю кипела общественно-политическая и культурная жизнь — проводили собрания, голосовали за кандидатов в депутаты, крутили кино. К слову сказать, именно здесь пионер Ваня Ткачев, а ныне пенсионер Иван Лукич получил свою первую Почетную грамоту за активное участие в соревновании школьников по переборке картофеля...

Впрочем, миновав продуваемое всеми ветрами здание бывшего разливочного цеха, мы столкнулись с непреодолимой преградой из железобетонных блоков, осилить которую не смог бы и танк. Именно таким образом перегорожена улица Ново-Шоссейная, но теперь уже с другой стороны.

— Видите, что делается, — сетует мой спутник. — Ну, хорошо: если есть у кого-то необходимость отдать часть улицы проданному заводу, что тут поделаешь, но тогда восстановите старый пешеходный переход через железную дорогу, чтобы жителям этого района не делать такой большой крюк по переулку Парижской Коммуны и улице Карла Маркса.

Вот и нам пришлось проделать обратный путь по «закрытой» улице и, наконец-то, встретить здесь живую душу. Вернее, даже трех. Двое парней и девушка занимались «реставрацией» недавно сгоревшей проходной и поведали нам о том, что в скором времени разрушенный винзавод и еще крепкие складские помещения приобретут нового хозяина, который все построит, отремонтирует и наладит. С недоверием выслушав эти словесные инновации относительно французской винодельческой компании, мы воспользовались найденной прежде лазейкой и минут через пять уже бодро шагали вдоль покосившегося деревянного забора, что прикрывал собой жуткие развалины, которые стали в последнее время настоящим полигоном для отработки профессиональных навыков бобруйских пожарных.

Идти пришлось довольно долго, что говорило о масштабах этой «мертвой зоны». Наконец, вышли на улицу имени Карла Маркса, прямо к машиностроительному заводу. Тут и увидели все то, о чем рассказал Иван Лукич Ткачев — и наглухо закрытую сберкассу, и безлюдные остановки, и отсутствие общественного транспорта.

КОММЕНТАРИИ
Татьяна Ищенко, заместитель директора по перевозкам Бобруйского филиала «Автобусный парк №2»:

— Нельзя сказать, что участок улицы Карла Маркса возле машиностроительного завода вообще лишен общественного транспорта. Здесь по кольцевой (ул. Дзержинского, ул. Бахарова, пос. Киселевичи) ходит автобус №5-а. Правда, курсирует он только в утреннее время, когда ученики едут в школу, а родители везут детей в детский сад. Есть и вечерние рейсы. Днем этот автобус не ходит. Что касается автобуса №26, то его тоже можно назвать утренним — он доставляет пассажиров из 5-6 микрорайонов к месту работы на машиностроительный завод и завод ТДиА. Вечером после смены рабочие добираются домой другим видом транспорта, в основном, на троллейбусе №2. Поэтому я понимаю желание жителей улиц Ново-Шоссейной, Карла Маркса и переулка Парижской Коммуны «приблизить» к себе район вокзала, ведь отсюда идет очень много автобусов в разные концы города.

Ирина Лешкевич, начальник отдела по работе с физическими лицами центра розничного бизнеса ОАО «АСБ «Беларусбанк»:

— Действительно, рядом с машиностроительным заводом на улице Карла Маркса было отделение «Беларусбанка», через него шла зарплата машиностроителям. Но затем завод стал пользоваться услугами другого банка, и отделение закрылось. Сейчас ближе всего к этому жилому району 81-е отделение нашего банка на улице Интернациональной.

Пустующая сберкасса.Пустующая сберкасса.

И также пустующие остановки.И также пустующие остановки.

Повернув направо, минут десять шли по улице Карла Маркса вдоль забора, за которым виднелись заброшенные здания более поздней постройки. И, наконец, чтобы снова попасть на улицу Ново-Шоссейную, пришлось свернуть в переулок Парижской коммуны: с одной стороны частный сектор, с другой — все тот же зловещий пейзаж с полуразрушенными цехами, кирпичными трубами и рядом приземистых строений, похожих на военные укрепления.

Пока шли по переулку шириной в одну машину, несколько раз пришлось отступать к самому забору, чтобы пропустить огромные фуры, которые курсировали по делам разместившейся в этих краях базы «Белбакалея».

Переулок, шириной в одну машину.Переулок, шириной в одну машину.

В конце переулка наткнулись на пустырь, заросший высокой травой.

— А здесь когда-то была библиотека с читальным залом. И, представьте, не пустовала, — сказал Иван Лукич. — Но потом посчитали, что люди и без книг обойдутся — закрыли, а потом и вовсе стерли с лица земли. Теперь вместо библиотеки — трава в человеческий рост.

КОММЕНТАРИЙ
Жанна Бокая
, директор УК «Централизованная библиотечная система города Бобруйска»:

— Да, когда-то на углу улицы Ново-Шоссейной и переулка Парижской Коммуны была городская библиотека №3. Но затем наступили трудные перестроечные времена, много бюджетных денег уходило на обслуживание этого уже довольно старого здания — надо было его отапливать, постоянно ремонтировать. Да и читателей с каждым годом становилось меньше. Поэтому в конце 80-х годов горисполком принял решение закрыть библиотеку. Какое-то время там было книгохранилище, потом здание хотели продать, но это (по случаю крайней ветхости строения) оказалось непросто. Поэтому здание просто демонтировали. Но это не значит, что люди остались без книг. К услугам читателей городская библиотека №7 по улице Интернациональной, 72-в. Кроме этого, есть библиотека №12 на улице Бахарова, 279.

Минут через сорок после нашего старта с привокзальной площади, наконец-то, вышли на улицу Ново-Шоссейную. Отсюда до вокзала рукой подать — пять минут ходу. Но этот ход перекрыт сегодня глухой железобетонной стеной.

Вот так, в буквальном смысле за каменной стеной живет улица Ново-Шоссейная.

                 

Полина КОСТРОВА. Фото автора.