Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Палатная медсестра Валентина Капачева у постели пациентки.
Главный врач Бобруйского межрайонного онкологическиго диспансера Игорь Артурович Шарф.
Начать эту публикацию хотелось бы словами главного врача Бобруйского межрайонного онкологического диспансера Игоря Шарфа: «Если человека нельзя вылечить – это не значит, что ему нельзя помочь». И это действительно так.
Второй в Беларуси
В октябре 2007 года каждая область Беларуси должна была представить в Минздрав республики свой план развития паллиативной службы, то есть хосписов. Речь шла о милосердном приюте для тех, кого уже медицина не может вылечить, но чьи страдания она должна облегчить в соответствии с декларацией, принятой в 1981 году Всемирной организацией здравоохранения. Среди прочих прав человека эта декларация закрепила и самое последнее наше право – на смерть с достоинством. Это значит, что последние дни своей жизни человек должен прожить если не с улыбкой на губах, то, по крайней мере, в комфортных условиях, без боли и страданий.
Не все, наверное, знают, что есть такой дом милосердия и в Бобруйске. Пять лет назад, 1 сентября 2008 года, в Киселевичах открылся второй в Беларуси и первый в Могилевской области хоспис.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера.
Оговоримся сразу, это отделение паллиативной помощи не предусматривает постоянного пребывания здесь людей весьма преклонных лет, создание каких-то творческих мастерских, где пациенты смогли бы заниматься любимым делом и спокойно доживать свои дни под присмотром внимательного персонала. У нашего хосписа несколько другие задачи и другой контингент. Находится он под одной крышей с Бобруйским межрайонным онкологическим диспансером. И этим сказано все.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Заведующая отделением Марина Вайнерчук.
Паллиативной службе города здорово повезло, что с самых первых дней ее возглавила Марина Вайнерчук – не просто опытный врач и хороший организатор, а человек, твердо уверенный в результативности и необходимости создания отделения паллиативной помощи при онкологическом диспансере.
— Быть первыми всегда трудно. А в таком деле трудно вдвойне. Поэтому без команды единомышленников, — говорит Марина Владимировна, — никак.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Процедурная медсестра Светлана Миренкова.
И она была создана — эта команда. Кто-то работает в хосписе со дня основания, как процедурная сестра Светлана Миренкова, кто-то всего несколько месяцев, как буфетчица Анастасия Коробко (есть и такая «должность» в хосписе). Главное здесь — не только профессионализм и знание своего дела, но и доброе сердце, добрые руки, которые не только снимут боль, но и осушат слезы, вернут надежду, заставят поверить в лучшее. А еще нужно большое мужество. В том его статусе, когда необходимо жить не только за себя, но и за того человека, которого ты опекаешь и которому отпущено гораздо меньше. И при этом не показывать своих слез, печали и жалости.
Здесь особое сострадание
Я поняла это, глядя, как общаются и беседуют с пациентами и их родственниками заведующая отделением Марина Владимировна Вайнерчук и старшая медицинская сестра Ирина Николаевна Юрченкова. Ни тени скорби, ни капли сомнения и растерянности. Все четко, разумно, уверенно. Все направлено на то, чтобы максимально улучшить качество жизни своих подопечных, чтобы дать им шанс побороться за жизнь.
А если уж судьба распорядилась иначе, и нужно принять все, что уготовано – надо быть готовым и к этому. Сдавленные рыдания и плач в голос здесь тоже не редкость. Вот и нас задела черным крылом чья-то беда – рыдающая в коридоре женщина, только что потерявшая близкого человека, ее пытается успокоить кто-то из сотрудников хосписа, скорее всего, психолог. Трудно вынести все это, трудно не расплакаться самому.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Старшая медсестра Ирина Юрченкова беседует с пациенткой.
Да, хоспис – это не лечебное учреждение и полностью вылечить здесь не могут, но хоспис без медицины – это не хоспис. Можно уложить пациента в прекрасную палату, можно предложить ему отменное меню, телевизор, задушевную беседу и прочее. Что, кстати, и делается. Но если человеку больно, он ничего этого не заметит и не оценит. Чтобы это понять, надо вспомнить перенесенную хоть однажды физическую боль. У пациентов хосписа боль куда сильнее.
— Поэтому сначала надо сделать так, чтобы не было больно, — говорит Марина Владимировна, показывая нам светлые палаты на одного и двух человек, специальную мебель – кровати с противопролежневыми системами, тумбочки с откидными столешницами, инвалидные кресла для прогулок, ходунки для взрослых, современное медицинское оборудование, кондиционеры в палатах.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Журнал регистрации наркотических средств.
Все это результативно работает в том случае, если надлежащим образом будут сделаны медицинские процедуры с использованием эффективных обезболивающих средств. Каких? Думаю, все ясно и без слов. Онкологические отделения, в том числе и хоспис, это единственное место, где наркотические средства служат во благо. Причем, сейчас здесь стараются заменить уколы более гуманными средствами – пластырями, которые снимают боль, или таблетками.
Готовность номер 1
Одновременно в хосписе могут находиться 15 пациентов, но в день нашего посещения несколько коек были пусты. Пока в них нет надобности. Одного из пациентов выписали домой буквально накануне – паллиативный уход сделал свое доброе дело, и родственники смогли взять близкого человека домой. Надолго ли? Это зависит от состояния здоровья пациента. Но, во всяком случае, теперь родственники знают, что надо делать, чтобы избежать повторения прошлых ошибок. Ведь здесь важно все – и гигиенический уход, и кормление, и окружающая обстановка. Но даже если пациент выписан домой, он не лишается паллиативной помощи. При хосписе работает выездная бригада, есть свой автомобиль. В день случается 3-4 вызова. Но бывает и больше.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера.
Здесь все в готовности номер 1. Телефон хосписа 49-97-64 может в любую минуту оповестить о прибытии в хоспис очередного пациента. Есть и пациенты «со стажем», которые время от времени наведываются сюда для возобновления паллиативного лечения. Пребывание здесь намного отодвинуло для них роковую черту. Это еще раз перечеркивает ошибочное мнение о хосписе, как о последнем приюте. Скорее всего, это «дом мира» — именно так звучит в переводе с латинского такое страшное для нас слово «хоспис». И как это важно, идти сюда не с мыслями о смерти, а с надеждой получить избавление от боли, встретить добрых и отзывчивых людей. Это не мои слова, это слова моей новой знакомой Риты Леля, еще молодой женщины, которая из окна своей палаты каждый день смотрит на заснеженные кроны больших деревьев, что растут в парке, мечтает о том времени, когда встанет на ноги, и глаголет истины, достойные быть увековеченными в самых мудрых книгах.
Я заметила, что ее кровать стоит несколько иначе, чем в других палатах.
— Почему? — спросила я Риту. — Ведь так неудобно смотреть телевизор.
— Зато какой красивый вид из окна, - с улыбкой ответила мне Рита. – Это интереснее всякого телевизора.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Буфетчица Анастасия Коробко и старшая медсестра Ирина Юрченкова составляют меню.
С добротой и милосердием
Как мы уже сказали, милосердия и доброты персоналу хосписа не занимать. Да и профессионализма тоже. И все же раз в неделю, в четверг, все собираются на так называемые психологические практикумы – анализируют все, что произошло за неделю, советуются с психологом Еленой Геннадьевной Красько, которая всегда готова помочь в трудной ситуации. Ведь сколько пациентов, столько и подходов к ним. Не с каждым удается сразу наладить добрые отношения, заставить его поверить в жизненную силу любви и сострадания, в то, что ему здесь хотят помочь, что он здесь не в тягость. И если это удается, радуются все.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Психолог Елена Красько
И все же, как бы комфортно не было в хосписе, люди скучают по дому. Это было так заметно! Вот поэтому заведующая отделением не жалеет ни сил, ни времени, чтобы лишний раз поговорить с близкими людьми своих пациентов, сказать им, как они любимы, как их здесь ждут.
— Иногда человек лежит в отделении две-три недели, а никого из родных мы так и не видели, - говорит Марина Владимировна. — А бывает и так, придут дети, положат в тумбочку передачу и тут же домой. А ведь очень важно – присесть рядом, посмотреть в глаза, взять за руку, покормить, если нужно, с ложечки. Не устаю повторять эти простые истины. Кто-то понимает, кто-то нет. Тогда мы делаем это сами. Настораживает то, что с каждым годом онкологических больных становится не только больше, они «молодеют». Были случаи, когда к нам в хоспис поступали пациенты 22-23 лет.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Старшая медсестра Ирина Юрченкова.
Об этом говорит и старшая медсестра Ирина Николаевна Юрченкова:
— Сердце сжимается. Жалко до слез, ведь вся жизнь впереди. Им бы жениться, замуж выходить, а они сидят в очереди к онкологу.
Да мы и сами это видели, проходя по коридорам онкологического диспансера к хоспису. Хорошо еще, если болезнь удается «ухватить» на первых стадиях. А если четвертая?
Воля к жизни
— Марина Владимировна, — задаю я важный для себя вопрос. — Что больше всего вас поражает в людях, которым, по сути, вынесен смертный приговор?
— Воля к жизни. Эти люди живут за счет каких-то немыслимых жизненных ресурсов. Наперекор приговору врачей. Может быть, за счет внутренней воли, внутренних установок, когда им нужно что-то успеть сделать. Как, например, наша Рита. Вы с ней уже знакомы. Женщина поступила к нам полгода назад в очень тяжелом состоянии, она не могла даже пошевелить рукой. Сейчас ее состояние намного лучше, а сила воли такая, что любой мужчина позавидует. И все почему? Да потому, что знает - она нужна своей бабушке, которой недавно исполнилось 90 лет. Та ее ждет, и Рита считает, что не имеет никакого права умереть! Вот вам и весь секрет.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Беседа психолога с родственницей пациента.
— А в чем, на ваш взгляд, философия паллиативной службы, высшая миссия хосписа?
— В хосписе не занимаются радикальным лечением, но выполняют не менее важную задачу – находят возможность поддержать человека, облегчить физическую боль, примирить человека с окружающим миром и, тем самым, принести мир в его душу. Есть несколько заповедей. Одна из них гласит: нельзя приближать смерть. Срок нашей жизни не нами ведь устанавливается.
Так думают и служители православной церкви в Киселевичах. Они частые гости в хосписе, приносят святую воду, проводят богослужения, исповедуют. Не оставляет своим покровительством пациентов хосписа и Свято-Георгиевский храм. Во многих палатах и на столике в холле можно видеть духовную литературу. Видно, что эти книги читают, они востребованы.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера.
Есть и литература светская. Библиотечка хосписа постоянно пополняется за счет добровольных пожертвований. Что касается художественного оформления палат и холла, то большое спасибо надо сказать учащимся Бобруйского художественного колледжа. Пейзажи, портреты и натюрморты на стенах – результат их творчества, первые юношеские попытки запечатлеть на холсте окружающий мир. Отсюда и настроение картин – трепетное ожидание чуда, какой-то неуловимый порыв в будущее.
Ни спонсоров, ни волонтеров
Получать подарки всегда приятно. Особенно, когда их не ждешь. С улыбкой вспоминает Марина Владимировна «щедрый жест» приятелей одного из пациентов, бывшего таксиста. Без всякого предупреждения приносят они в отделение шесть шикарных стульев и говорят: «Это от коллектива «Альянс-такси».
— Побольше бы нам таких таксистов! — говорит моя собеседница.
Все, что мы видели в хосписе – заслуга государства и медицинского ведомства. Никакой другой помощи нет. И хотя здесь не бедствуют, но милых сердцу «излишеств» тоже нет. Как говорится, все в меру. А так хотелось бы иметь красивый уголок отдыха с мягкой мебелью, фотообоями, телевизором и большим аквариумом в холле, где пациенты хосписа могли бы встретиться со своими родственниками, поговорить, вместе посмотреть телевизионную передачу. Возможно, мечта Марины Владимировны когда-нибудь да исполнится.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Сестра-хозяйка Светлана Умецкая для персонала, как мама родная — всегда обеспечит чистой и выутюженной формой.
Не густо и с волонтерами. Было несколько звонков с предложением помочь, но... за деньги. А здесь так нужны добровольные помощники! Все, что необходимо пациентам в плане гигиенического ухода, все, что касается санитарной уборки, персонал делает сам. А вот от помощи сопровождать пациентов на прогулке, почитать им книжку или газету в хосписе бы не отказались. Но, увы! Нет помощников. Даже учащиеся медицинского колледжа не спешат на это благое дело.
Полина КОСТРОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Хоспис – это, прежде всего, любовь к ближнему, а потом уже медицина
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Психолог Елена Красько после беседы с пациентом.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Палатная медсестра Валентина Капачева в процедурном кабинете.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Процедурная санитарка Ольга Трухан проводит плановую уборку в процедурном кабинете.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Буфетчица Анастасия Коробко и старшая медсестра Ирина Юрченкова составляют меню.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера. Психолог Елена Красько беседует с пациентом Иваном Подшиваловым.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера.
Отделение паллиативной помощи «Хоспис» на базе Бобруйского межрайонного онкологического диспансера.