Спасибо Вам за Победу! Дорогие письма Анны Михайловны Тризна

2421
Бобруйчанка поделилась спмейными реликвиями.

Анна Михайловна Тризна.Анна Михайловна Тризна.

Анна Михайловна Тризна родилась 10 августа 1926 года в деревне Березовка Кличевского района. За участие в партизанском движении награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, за трудовые успехи — орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многими медалями. Была делегатом пяти съездов КПБ, кандидатом в члены ЦК КПБ, избиралась депутатом Советов депутатов трудящихся различных уровней.

— Когда мне было только два месяца, родители переехали в Бобруйск. В нашей семье было четверо детей — кроме меня, младшие брат Николай, сестры Валентина и Галина. Отец был коммунистом, работал на ответственных должностях в советских и партийных органах. Жить было хорошо, в школе я была активисткой, мечтала поступить в ВУЗ, стать журналистом. Но планы прервала война. Когда немцы заняли Бобруйск, они начали призывать молодежь в полицию, девушек заставляли идти на работу в их комендатуры, госпитали, столовые. Родители решили, что я должна уйти в Кличевский район, где жили мои дедушки и бабушки и можно было спрятаться от немцев. Ушел туда и папа — сначала в партизанский отряд, а потом ему дали поручение организовывать в Бобруйске подпольные группы.

Почти все мужчины  из нашей Березовки были  партизанами. Горели желанием стать ими и я с подругами. Мы поговорили с парнями, и они отвели нас в небольшой партизанский отряд в Березовое болото. С нами беседовал поодиночке комиссар Яков Иванович Заяц. Мне он предложил стать связной партизанского отряда, строго предупредив, что это очень сложная и ответственная работа. Все нужно выполнять только по указаниям командира, которые мне будет передавать в условленном месте командир отделения разведки Владимир Лызо. Так я и стала связной...

...Мы, связные, конечно же рисковали своей жизнью, многие погибали. Не дожили до Победы подпольщицы Ксения и Мария Голубевы. Мужественно погиб их 13-летний брат Митя. В школе он был отличником, веселым и находчивым парнишкой. Узнав, что сестра Ксения связная, упросил ее взять помощником. Иногда он приносил медикаменты на квартиру моей мамы, приводил к Березине молодежь, которая на лодке переправлялась в Гутенский лес к партизанам. На Мите была худая одежка, через плечо — самотканая сумка. В нее он складывал йод, бинты, лекарства, а сверху ложил  кусочки хлеба, детские игрушки. Не раз немцы заглядывали в сумку и хохотали, увидев безделушки. Один немец подарил парнишке губную гармошку, которой он якобы радовался. Но однажды, когда Митя шел на явочную квартиру, фашист сорвал с его плеча сумку, вывернул ее и все увидел. Митю арестовали, пытали, обливали холодной водой и водили босиком по снегу, но отважный пионер не вымолвил ни слова…

...До войны у меня было счастливое детство, но война оборвала все. Отец погиб на фронте, как и два двоюродных брата и пять дядей — маминых братьев. Моя жизнь была очень тяжелой и сложной, как в военные годы, так и сразу после войны. Но, как говорится, время лечит. Жили с мужем в любви и согласии, но вот уже восемь лет, как муж покинул этот мир. У меня прекрасные дети, внуки, правнуки… Однако я возвращаюсь к той счастливой поре, когда мы были вместе.

Воскресить кадры из жизненной ленты помогают письма, которые приходили с фронта от отца. И от моего парня (будущего мужа) Володи. А также гимнастерка, в которой демобилизовался Володя.

Письма отца

«Здравствуй, дорогая дочка Нюра, я жив и здоров. Письмо получил, прошу, не переживайте по мне. Смотри, Нюра, пособляй, чем сможешь маме своей и моей жене воспитывать сестер и брата. Ибо ты старшая, а они в экономике очень слабы. Есть ли у них хлеб и картошка? Пиши, дорогая доченька, обо всем. Твой отец». 24.9.44 г.

«Привет, родная дочь Нюра. Сообщаю, что я нахожусь в госпитале. Но это чепуха. Моя кровь не пролилась даром, за нее фрицы поплатились жизнями. Но это не все. В дни суда над захватчиками я буду членом суда, и тогда будет им отомщено за все издевательства… Целую тебя, твой отец». 9.10.44 г.

«Доброго здоровья, дорогая дочка. Нюрочка, ты пишешь, что беспокоишься о моем здоровье. Это вас пусть совсем не тревожит, так как мое ранение легкое… Сейчас и тело русского человека понимает, что болеть нет времени — все раны быстро заживают, чтобы мы участвовали в мщении врагу на его территории. Пусть оккупанты почувствуют на своей спине русские снаряды, мины и пули… Я благодарю тебя, дочка, что помогаешь маме в экономике. Прошу, интересуйся всеми делами в домашнем быту нашей семьи. Желаю тебе успеха в твоей работе и в жизни. Целую тебя по-отцовски, привет родным и знакомым. Твой отец Тризна». 10.11.44 г.

Письма будущего мужа

«Здравствуй, дорогая, любимая Нюрочка! Разреши передать горячий солдатский привет.

Ты откроешь письмо, улыбнешься.
Кто же мог его Вам написать?
Я хочу, дорогая, Вам, Нюра,
Боевой свой привет предать!
За тебя не жалел, Нюра, жизни
Ведь я знал, что ты любишь меня,
И гранатой, штыком пробивался,
Чтобы снова увидеть тебя.
Весь народ мы должны осчастливить,
Ведь присяге с тобой мы верны.
Если только погибнуть придется,
То, конечно, за счастье страны!
»

25.11.44 г.

«Ожидай! Остается немного
Боевыми путями пройти,
Ожидай своего дорогого —
Скоро наши сойдутся пути.
Разгони ты печаль и сомненья,
И надейся, надейся и жди.
Я вернусь и мои похожденья
Объяснят ордена на груди
».

29.03.45 г.

...Так оно и случилось: он возвратился в орденах и медалях. В декабре 1945 года мы поженились. Решили сделать хоть маленькую свадьбу, но у жениха не было даже костюма. Решено было, что он будет в военной гимнастерке, в которой пришел с фронта. А я сшила розовое ситцевое платье. Откровенно говоря, свадебный стол был бедным, но зато было много песен, больше военных, в честь Великой Победы. Жаль только, что не было фотографа. Вспоминаю, как я взяла гимнастерку и сказала: «Буду беречь эту вещь, чтобы показать детям, внукам и правнукам». Фронтовые письма и гимнастерка — это семейная реликвия.

По материалам газеты "Вечерний Бобруйск".